![]() |
![]() |
|||||||||||
|
Золотые
маски, не будучи новостью в Древнем мире — они встречались уже в V тысячелетии до н. э. на территории Болгарии,
— тем не менее загадочны. Их предназначение — сохранять нетленными черты
смертных царей. У женщин маски заменялись диадемами с очень широкой лентой и
громадными высокими лучами. Стилизованный орнамент диадем говорит об их связи
с богами-светилами, воплощением которых считались микенские царицы. Вероятно,
женщины носили диадемы на высоких шапках — тиарах, истлевших со временем
подобно пышным нарядам, от которых остались только золотые бляшки со
штампованным изображением крито-микенских богов — бабочек, осьминогов, пчёл,
звёзд и т. п. Здесь же
были найдены богатые бронзовые кинжалы с рукоятками из горного хрусталя и
инкрустированными рисунками — сценами охоты, бегущими львами, водоплавающими
птицами, звёздным небом. Сценки исключительно живописны и дышат критской
свободой исполнения. В шахтовых гробницах обнаружен и целый ряд прекрасных
золотых перстней-печатей, о которых уже говорилось (тоже минойской работы). К
числу самых богатых даров относились сосуды из серебра, золота и электра
(сплава золота с серебром): в «Одиссее» царь Менелай дарит на прощание своему
гостю, сыну Одиссея Телемаку, богатый кратер — сосуд для смешивания воды и
вина. По смерти владельца такие сосуды клали в могилу, они были, как тогда
верили, залогом возрождения умершего. Некоторые сосуды имеют форму того или
иного животного или оформлены в виде рога быка. Они использовались для
ритуальных возлияний. В их исполнении различают критский почерк (живой,
натуралистический, образный) и микенский (схематический, стилизованный,
использующий крупные формы и цельные фрагменты). Если в XVI в. до н. э. такие сокровища отправляли в
захоронения -грубые земляные шахты, то в XIV в, до н. э. в тех же Микенах были построены
величественные то'лосы — круглые в плане
купольные гробницы. Купол был украшен сереб- 102
Микенская
гробница — толос. ряными
золочеными розетками, имитирующими небесный свод. К гробнице вели длинный узкий
коридор-дро'мос и высокий, красиво
оформленный портал, полуколонны которого были богато расписаны длинными
зигзагами. Выше колонн шёл аттик — стенка
над венчающим сооружение карнизам, на
которой изображена сцена поимки дикого быка. Перед этим порталом были найдены
фрагменты разбитых чаш, видимо оставшихся от тризны — поминального пиршества.
Внутри, справа от входа, перекрытого огромным, «циклопическим» камнем, была
устроена отдельная погребальная камера. Она некогда тоже могла быть богато
украшена, как показали раскопки гробницы в Орхомене (Беотия, область в Центральной
Греции), выполненные Генрихом Шлиманом. Там был найден фрагмент потолка со
схематичным — в бегущих спиралях и стрелах — изображением звёздного неба.
Найденные гробницы оказались совершенно пустыми. Купольные
гробницы небольшого размера, предназначенные для захоронения членов целых
родов, известны на Крите. Но такой тип богатого погребального сооружения с
длинным дромосом (около тридцати шести метров) в Эгеиде и на Балканах прежде
не встречался. Он появится в Северном Причерноморье в V в. до н. э. Царский курган под Керчью
является прямым наследником микенского толоса. Дворцовая
жизнь, длившаяся в Минойско-Микенском регионе несколько столетий, начала
постепенно затухать к XIII—XII вв. до н. э. Намечавшийся кризис выражался во многом: в истощении
дворцовых богатств, редком появлении дорогих изделий, отсутствии перестроек и
переделок разрушенных или приходящих в запустение зданий, определённой
замедленности пульса бытия. Он чувствовался и в «усталости искусства», которое
было сведено к нескольким бесконечно повторяющимся основным типам. Около 1250
или
Золотой
перстень печать
из гробницы в
Микенах. Около
Национальный
музей, Афины. 103 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||