Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Главная

Золотые маски, не будучи ново­стью в Древнем мире — они встре­чались уже в V тысячелетии до н. э. на территории Болгарии, — тем не менее загадочны. Их предназначе­ние — сохранять нетленными чер­ты смертных царей. У женщин мас­ки заменялись диадемами с очень широкой лентой и громадными вы­сокими лучами. Стилизованный ор­намент диадем говорит об их связи с богами-светилами, воплощением которых считались микенские цари­цы. Вероятно, женщины носили ди­адемы на высоких шапках — тиарах, истлевших со временем подобно пышным нарядам, от которых оста­лись только золотые бляшки со штампованным изображением крито-микенских богов — бабочек, ось­миногов, пчёл, звёзд и т. п.

Здесь же были найдены богатые бронзовые кинжалы с рукоятками из горного хрусталя и инкрустирован­ными рисунками — сценами охоты, бегущими львами, водоплавающими птицами, звёздным небом. Сценки исключительно живописны и дышат критской свободой исполнения. В шахтовых гробницах обнаружен и целый ряд прекрасных золотых пер­стней-печатей, о которых уже гово­рилось (тоже минойской работы). К числу самых богатых даров относи­лись сосуды из серебра, золота и электра (сплава золота с серебром): в «Одиссее» царь Менелай дарит на прощание своему гостю, сыну Одис­сея Телемаку, богатый кратер — со­суд для смешивания воды и вина. По смерти владельца такие сосуды кла­ли в могилу, они были, как тогда верили, залогом возрождения умер­шего. Некоторые сосуды имеют форму того или иного животного или оформлены в виде рога быка. Они использовались для ритуальных возлияний. В их исполнении раз­личают критский почерк (живой, натуралистический, образный) и микенский (схематический, стили­зованный, использующий крупные формы и цельные фрагменты).

Если в XVI в. до н. э. такие сокро­вища отправляли в захоронения -грубые земляные шахты, то в XIV в, до н. э. в тех же Микенах были по­строены величественные то'лосы — круглые в плане купольные гроб­ницы. Купол был украшен сереб-

102

 

 

Микенская гробница — толос.

ряными золочеными розетками, имитирующими небесный свод. К гробнице вели длинный узкий коридор-дро'мос и высокий, красиво оформленный портал, полуколонны которого были богато расписаны длинными зигзагами. Выше колонн шёл аттик — стенка над венчаю­щим сооружение карнизам, на кото­рой изображена сцена поимки ди­кого быка. Перед этим порталом были найдены фрагменты разбитых чаш, видимо оставшихся от триз­ны — поминального пиршества. Внутри, справа от входа, перекрыто­го огромным, «циклопическим» кам­нем, была устроена отдельная по­гребальная камера. Она некогда тоже могла быть богато украшена, как показали раскопки гробницы в Орхомене (Беотия, область в Цент­ральной Греции), выполненные Генрихом Шлиманом. Там был най­ден фрагмент потолка со схематич­ным — в бегущих спиралях и стре­лах — изображением звёздного неба. Найденные гробницы оказа­лись совершенно пустыми.

Купольные гробницы небольшо­го размера, предназначенные для захоронения членов целых родов, известны на Крите. Но такой тип бо­гатого погребального сооружения с длинным дромосом (около тридца­ти шести метров) в Эгеиде и на Бал­канах прежде не встречался. Он по­явится в Северном Причерноморье в V в. до н. э. Царский курган под Керчью является прямым наследни­ком микенского толоса.

Дворцовая жизнь, длившаяся в Минойско-Микенском регионе несколь­ко столетий, начала постепенно затухать к XIII—XII вв. до н. э. Намечавший­ся кризис выражался во многом: в истощении дворцовых богатств, редком появлении дорогих изделий, отсутствии перестроек и переделок разрушен­ных или приходящих в запустение зданий, определённой замедленности пульса бытия. Он чувствовался и в «усталости искусства», которое было све­дено к нескольким бесконечно повторяющимся основным типам.

Около 1250 или 1190 г. до н. э. произошла какая-то катастрофа. Осла­бевший, деградировавший Крито-Микенский мир, по-видимому, исчерпал к тому времени свои силы и прекратил существование. Возможно, вторг­шиеся северные племена ускорили его падение. На долгие столетия геро­ический мир умолк, но он жил в памяти потомков, в устной и фольклор­ной традиции, в песнях греческих певцов — аэдов. В VIII в. до н. э. он будет сохранён Гомером на века в поэмах «Илиада» и «Одиссея».

Золотой перстень

печать из гробницы

в Микенах.

Около 1500 г. до н. э.

Национальный музей,

Афины.

103


Предыдущая Главная
 
Хостинг от uCoz