![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||
![]() |
|
Образы
критян вполне соответствуют их представлениям о мире. Фигуры на изображениях
всегда хрупкие, с осиными талиями, словно готовые переломиться. Участники
священного шествия в Коридоре Процессий идут, гордо запрокинув голову и
отклоняя торс назад. Мужские фигуры окрашены коричневатой краской, женские —
белой. Даже поза молящегося (статуэтка с острова Тилос), всеми помыслами
обращённого к божеству, лишена застылости. Сильно отклонённый назад торс, рука,
прижатая ко лбу, мгновенная остановка движения — как это непохоже на статуи
восточных мужей, глядящих огромными глазами в надчеловеческий мир! Особым
очарованием дышит образ «Парижанки» (так её назвали историки) — изящной
девушки, изображённой в одном из помещений второго этажа Кносского дворца. Там
был представлен ритуальный пир, участники которого сидели напротив друг друга
с чашами в руках. Сохранился лишь фрагмент головы и большого ритуального узла
на одежде сзади. Хрупкость, изящество, тонкий изыск сочетаются в образе с
асимметрией, разного рода преувеличениями, «Парижанка».
Фреска. Середина
II тысячелетия до н. э. Кносский
дворец. 91 ТРОН БОГИНИ Учёным
удалось реконструировать один из важнейших критских обрядов, связанных с
эпифанией («богоявлением»). Он совершался в знаменитом Тронном Зале,
расположенном в западной части Кносского дворца. Этот зал был перестроен
микенцами в середине II тысячелетия до н. э. Он назван по известняковому трону чрезвычайно
любопытной, типично критской формы — без подлокотников, с высокой волнистой
спинкой. Трон как бы включён в нарисованную на стенах среду: по сторонам его, в
напряжённой красной зоне, изображены пальмы и лежащие грифоны. Обладателем
трона была женщина — богиня или исполнявшая её роль жрица. Во время праздника
жрица представляла невидимо являвшуюся богиню. Она уходила в одно из смежных
помещений, где для неё готовили специальный наряд, затем перемещалась в
комнату, соединявшуюся с Тронным Залом, в котором был особый ритуальный
бассейн для омовений. Внезапное явление божества должно было ошеломить его
почитателей, стоявших перед «святая святых». На скамьях были расставлены
сакральные веши. В полной темноте внезапно зажигались светильники, и взорам
молящихся представало само божество. Такое зрелище, должно быть, надолго оставалось
в памяти обитателей дворца, оно было настоящим чудом. «стихийностью»
кисти. Почерк беглый, живой, моментальный. Некрасивое личико с длинным,
неправильным по форме носиком и полными красными губами лучится жизнью. Копна
чёрных кудрявых волос придаёт «Парижанке» элегантность, а тонкая, будто
акварельная живопись с просвечивающим фоном наделяет её воздушностью и грацией. Невероятными
для древности кажутся кносские фрески «Тройное Святилище» и «Танец среди деревьев».
Миниатюрные фрески изображают множество присутствующих на двух разных
праздниках в Кносском дворце. Одна фреска представляет Тройное Святилище в
западной части дворца, вход в которую был со двора. Здесь, по-видимому,
показано действо во внутреннем дворе. На другой фреске изображён праздник,
который совершается явно за пределами дворца, предположительно перед западным
фасадом. Там, среди священных деревьев, жрицы совершают культовый танец в
честь богов. Примечательно, что росписи делятся на большие, в натуральную
величину, как в Коридоре Процессий, и малые — они обычно помещались в верхней
части стен или над окнами и в виде массы кудрявых голов изображали толпу.
Создаётся впечатление живого многолюдного сборища, и это необычно. Подобный
принцип изображения уникален не только для древности, но и для классической
Греции, где всегда преобладали отдельные, персональные образы. |
![]() |
![]() |
|