|
ИСКУССТВО
ЭТРУСКОВ ИСКУССТВО
ДРЕВНЕГО РИМА ИСКУССТВО
ЭПОХИ РЕСПУБЛИКИ ИСКУССТВО
РАННЕЙ ИМПЕРИИ ИСКУССТВО
ПОЗДНЕЙ ИМПЕРИИ ИСКУССТВО ЭТРУСКОВ Под именем
этрусков известен народ, живший в I тысячелетии до н. э. на Апеннинском полуострове, к
северо-западу от Рима. Сами этруски называли себя расенами. Этрурия и Древний
Рим — соседи и ровесники: обе культуры возникли в VIII в. до н. э. Тогда же в Южной Италии и на
Сицилии греки начали строить свои первые города. Все три народа, не считая многочисленных местных племён, укоренились на
Апеннинах одновременно. Однако пути у них были разные. Вначале
этруски существенно обгоняли своих соседей в развитии. Они были умелыми
строителями и прекрасными инженерами. В конце VII в. до н. э, этрусские города объединились в
религиозные союзы городов-государств — двенадцатиградия. Ими руководили
лукумоны — правители, наделённые не только светской, но и религиозной властью.
Вся жизнь этрусков подчинялась ритуалам. Не случайно от названия этрусского
города Цере происходит слово «церемония» (древние римляне называли так
некоторые религиозные обряды). Существовали специальные священные книги под
названием «Этрусская дисциплина», которые устанавливали правила поведения
людей. Народ
этрусков создал самый могучий флот в Западном Средиземноморье. До VI в. до н. э. известно несколько царей Рима,
происходивших из этрусского рода. Этруски имели необычную судьбу. Она
интересовала уже древнегреческих историков. Как появились этруски в Италии? Откуда они пришли? Знаменитый историк Геродот, живший в V в. до н. э., считал, что переселенцы-этруски
прибыли на Апеннины из Малой Азии: они бежали от голода. Другие думали, что
этруски переселились на Апеннины с севера. Современные учёные склоняются к мысли,
что этруски жили на этой территории изначально. Однако это не вполне объясняет
глубокую архаичность их культуры, во многом родственной древневосточной. В
политическом смысле этрусская история шла по нисходящей. Примерно в V—III вв. до н. э. воинственный Рим покорил долго и
ожесточённо сопротивлявшиеся этрусские города, и в них расселились римские
воины-ветераны. Этруски понемногу до такой степени слились с римлянами, что
забыли свой язык. Так
называемая Капитолийская волчица. Работа этрусских мастеров, Около Капитолийские
музеи, Рим. *Сохранилось
несколько тысяч этрусских надписей на статуях, саркофагах и урнах для пепла.
Они читаются, но состоят в основном из имён. Религиозные тексты и другие
письменные творения погибли. Некоторые римляне, например знаменитый
покровитель искусств Гай Цильний Меценат, долго помнили о своих этрусских
корнях, а император Клавдий, проведя исследовательскую работу, написал в I в. н. э. двенадцать томов, посвященных
этрусской истории. 138 139 Искусство
этрусков поражает своей необычностью и глубинной посвящённостью смерти.
Этрусские города плохо сохранились, поскольку дома в них возводили из
непрочного материала — дерева или глины, и их место заняли поселения средневековой,
а затем ренессансной Италии. Нередко этрусские города строили на высоких
скалистых плато. Ближайшим соседом каждого из них являлся некрополь — город
мёртвых. Оба города были связаны представлением о неразрывности жизни и смерти
в едином цикле бытия. И если город живых сооружали из подверженного тлену
материала, то город мёртвых был из камня, с высеченными в скале или сложенными
на земле гробницами. В нём всё было прочным, выстроенным на века. В древности
идея вечности передавалась формой круга, сферы. Полусферическими насыпями
покрыты многие этрусские гробницы, в том числе знаменитая Гробница Флабелли в
Популонии (около пяти метров в диаметре). Чтобы насыпь сохранила форму, её
укрепили каменным цоколем с выступающим карнизом наверху. Форму тумулусов — гробниц с круглым цоколем и полусферической
насыпью — имели и погребения в Бандитачча. Это самый знаменитый этрусский некрополь,
принадлежавший древнему городу Цере. Вход в гробницы оформлен в виде
прямоугольного проёма со ступенчатой вершиной. Внутри гробницы воспроизводили
жилой дом. Иногда к покоям вёл длинный коридор — дро'мос, постепенно
заглублявшийся в землю. От него отходили прямоугольные комнаты — одна, две,
иногда несколько взаимосвязанных помещений. В комнатах стояли ложа, сиденья,
троны и подставки для ног. В Гробнице щитов и тронов некрополя Бандитачча кресла, ложа и |