|
Обряд кремации
(сожжения умерших) господствовал в Этрурии с самой ранней поры вплоть до
римского времени. Наиболее ярким видом искусства, связанным с кремацией, стали
каноны — изготовленные из глины сосуды с
крышкой для хранения пепла усопших, найденные в окрестностях города Кьюзи (VII— VI вв. до н. э.). Они имеют много вариантов:
одни представляют собой сосуд, оформленный в виде тела человека. Другие —
человекоподобную урну на троне. Третьи изображают фигуру человека, стоящую на
сосуде. Наконец, четвёртые — человека за ритуальным пиром. Известная
канопа из Сартеано представляет собой сосуд на ножке и с двумя петлевидными ручками,
в которые странным образом продеты изготовленные из глины человеческие руки с
сомкнутыми пальцами. Они как будто приглашают зрителя на разговор. Это
странное, отчасти пугающее ощущение усиливает голова, служащая крышкой. Её
правильные, почти классические черты слегка схематизированы. Это юноша
позднеархаических времён с шапкой 1устых волос, ниспадающих короткими локонами
на лоб, с большими глазами и чуть заметной улыбкой. Веки окаймлены точками, а
брови оформлены пластично. Общая несоразмерность фигуры с крупной головой,
короткими ручками и игрушечным телом выражает какое-то иное видение мира,
отличающее этрусков от других народов Средиземноморья. О том,
каким представлялся им переход в загробную жизнь, говорят настенные росписи
гробниц. История фресковой живописи — росписи по сырой штукатурке — в Этрурии
длилась с VII по III в. до н. э. Самые интересные и известные росписи выполнены в VI—V вв. до н. э. Они находились в гробницах Тарквиний —
древнейшего этрусского города. Большинство из них снято со стен и хранится в
специально созданных условиях в римском Музее Виллы Джулиа. Переход в
новый мир — это вечный пир. Так представляли себе воз- 142 Сцена
пира. Гробница
Леопардов в Тарквиниях. Фреска. V в. до н. э. Музей Виллы Джулиа,
Рим. Этрусское
зеркало из Вульчи с изображением Калханта. IV
в. до н. э. Этрусский Грегорианский музей, Ватикан. вращение от
смерти к новой жизни многие народы древности. Веселье, радость, беспечное
наслаждение благами отличают росписи многих гробниц. Мужчины по древнему обычаю
возлежат на пиру на ложе. Этрусским женщинам в отличие от греческих
присутствовать на пиру не возбранялось, причём они были не только наёмными
музыкантшами или танцовщицами, но и законными супругами, о чём говорят сцены
из гробниц и свидетельства древних авторов. С вином в тело вливается «новая
кровь бога». Так думали в Греции почитатели бога Диониса, так думали и этрусские
почитатели бога Фуфлунса. В росписях
Гробницы львиц представлена стремительная, бешеная пляска загорелого юноши с
длинными локонами и белокожей девушки в белых одеждах. Этруски, подобно
египтянам, критянам и другим восточным народам, различали в живописи мужское
и женское тела по цвечу. Танец начался после возлияния, об этом говорят кувшин
в руке юноши и стоящий за ним на полу ритуальный сосуд с носиком в виде |