|
Очевидно,
первые базиликальные армянские храмы строили сирийские мастера. Затем в архитектуре
Армении появились также распространённые в Сирии купольные базилики и их
своеобразная упрощённая разновидность — купольные залы. Зальная церковь
представляет собой простое прямоугольное помещение, где купол опирается на
толстые столбы-пилоны, пристроенные к стенам. Здания подобного типа меньше
страдали от землетрясений, которые были бичом этой горной страны. Начиная с VII в. известны многочисленные центрально-купольные
армянские храмы, имеющие в плане крестообразные, четырёх- или даже
восьмилепестковые очертания. Они также восходят к сирийским вариантам, но
отличаются удивительным совершенством и разнообразием воплощений. Например,
церковь Святого Рипсиме в Эчмиадзине ( 214 Средневековое
Закавказье. глубокие
треугольные в плане ниши. Изнутри в этот объём искусно вписаны четыре
прямоугольных угловых придела и центральное восьмилепестковое пространство,
перекрытое куполом. «Лепестки» не равны по ширине и глубине, поэтому их венец,
окружающий центральное ядро, асимметричен: кажется, что храм живет и дышит, его
интерьер движется, перетекает между пластичными, упругими стенами, то сжимая,
то раздвигая их. Константинопольские
импульсы с трудом доходили до этой далёкой окраины православного мира, а если
и доходили, то преображались почти до неузнаваемости. Некоторые исследователи
полагают, что в основе Звартноца (641—661 гг.) — самого знаменитого
армянского храма Святого Григория — лежит образ собора Софии Константинопольской.
Это представляется вполне возможным, поскольку заказчиком храма был глава
Армянской Церкви католикос Нерсес III — армянин, воспитанный в Греции, воспринявший
византийскую культуру и до принятия духовного сана служивший в армии
императора. Он принадлежал к халкидонитам — армянам, принявшим постановление
Халкидонского собора и отошедшим от монофизитства (до вступления на патриарший
престол он скрывал свои взгляды). Нерсес добивался того, чтобы Армянская
Церковь воссоединилась со Вселенской Христианской Церковью, тогда ещё не
разделившейся на восточную и западную, часто бывал в 215 Константинополе,
и его не могли не впечатлить величественные формы главного собора Византийской
империи. Однако внешне собор Звартноца оказался далёк от прославленного
прототипа. Трёхъярусная ротонда (круглая в плане постройка) сложной
конструкции, украшенная аркадами, внутри имела прекрасную колоннаду, в плане
образовывавшую четырёхлистник. На капителях простирали крылья каменные орлы.
Нерсес, прозванный Строителем, не собирался возводить копию константинопольской
постройки: просто главе Армянской Церкви — католикосу хотелось воплотить дух
великого храма, и его мастера блестяще справились с этой задачей. С середины VII в. Армения подпала под власть Арабского
халифата, и строительная деятельность в ней замерла до X столетия — времени образования независимых
армянских государств. Самым значительным из них было Анийское царство, где
утвердилась династия Багратидов. Столицу Ани обнесли мощными укреплениями, её
собор выстроил архитектор Трдат, до того прославившийся восстановлением Святой
Софии Константинопольской. Храм дал трещину после землетрясения. В анийском
соборе чувствуется наслаждение самоценной красотой архитектурной формы, что
говорит о свободе зодчего от ограничений, налагаемых материалом, и высочайшей
степени его мастерства. А в рядовых храмах Ани возродилась традиция «купольной
залы». |