|
Император
Иоанн II Комнин и
императрица Ирина перед Богоматерью с Младенцем. Мозаика. XII
в. Собор Святой Софии в Константинополе (Стамбул). 196 нает
татуировку, а высветления на лице её сына — старые, побелевшие от времени
шрамы. Человеческая плоть исчезает за игрой орнаментальных форм, из тела
уходит материя, но и дух ещё не вселяется в оставшуюся оболочку. Однако в
лице Богоматери и личике Младенца Христа, пожалуй, уже можно заметить
предчувствие той экстатической духовности, которая стала отличительным признаком
именно комниновского периода. Искусство Македонской династии,
изысканно-нарядное, почти классически-спокойное, стремилось к гармонии. Но
гармония несовместима с переживаниями, эмоциями, порывами чувств, которые
стали волновать художников XII в. Им хотелось передать средствами живописи и грусть, и
задумчивость, и скорбь. Поэтому цветовая гамма утратила былую яркость, появились
контрасты тёмных и светлых тонов, изменился идеал красоты, другими стали
лики. Столь же высокие чувства одухотворяют одно из лучших произведений
византийской мозаики — деисус на южной галерее Софии (вторая четверть XII в.). Греческое слово «деисис» означает
«моление»: в центре изображён Христос, а к нему склоняются в молитвенных позах
Богоматерь и Иоанн Предтеча. Лик Христа так же аккуратно набран из некрупной
смальты, как и лицо Иоанна Комнина, но кубики уже не образуют орнамент. Мастер
смело сочетал белую смальту с красной, розовую — с зелёной, добившись
оптического смешения цветов: вместо разноцветных квадратов зритель видит
светлокожее, нежно-румяное лицо с тонкими зеленоватыми тенями, как будто не
выложенное из отдельных кусочков, а написанное полупрозрачными светящимися
чудесными красками. Художник догадался также обвести красной линией контур
носа Богоматери и верхние границы Её век. Благодаря пламенеющей смальте
кажется, что под кожей Марии течёт настоящая кровь, окрасившая Её щёки ярким
румянцем. При Богоматерь
с Младенцем. Мозаика.
IX в. Собор
Снятой Софии в Константинополе (Стамбул). Христос.
Мозаика. XII в. Собор
Святой Софии в Константинополе (Стамбул). 197 Христос
Вседержитель. Мозаика. XII в. Собор
в Чефалу'. Остров Сицилия. этом тип
лица Богоматери далёк от классического, он соответствует восточному идеалу, с
его большими глазами и изогнутыми очертаниями изящного носа. Именно сочетание
восточной духовности с античной гармонией породило столь пленительный образ
возвышенной и одухотворённой красоты. А в образе
Иоанна Предтечи явственно видны черты, которые искусствоведы называют
линейной стилизацией. Лик аскета-пустынника покрыт глубокими морщинами,
которые, прихотливо извиваясь, образуют графический узор, самодостаточный в
своей орнаментальной красоте. Такая манера особенно пришлась по душе мастерам
провинции, где античные традиции чувствовались слабее и человеческое тело
воспринималось не как уникальное творение природы (или Бога), а как одна из
составляющих мироздания, подчиняющаяся общим законам. |