|
Благовещение.
Византийская эмаль. X—XII вв. Богоматерь,
сидящая на троне со Спасителем на руках. Византийская эмаль. X—XII
вв. 199 Рождество
Христово. Византийская эмаль. X—XII вв. Богоматерь,
сидящая на троне со Спасителем на руках, рядом апостолы Пётр и Матфей.
Византийская эмаль. X—XII
вв. Благословляющий
Спаситель. Византийская эмаль. X—XII вв. а одежды
так щедро разрисованы орнаментом, что кажется, будто сами фигуры служат лишь
поводом для орнаментальной стихии. И поля золотых пластин также покрыты спиралевидными
растительными побегами, на которых сидят яркие эмалевые птицы. Такая боязнь
пустоты по природе своей неклассична, она действительно отражает иное, более
«варварское» мироощущение — ещё одну грань византийского Средневековья, где
постоянно перемешивались импульсы Востока и Запада, провинций и столицы,
язычества и христианства. В древнегреческом и древнеримском искусстве
мастера умели обходиться без заполнения фона архитектурными или живописными
подробностями, на Востоке же, напротив, это было в порядке вещей. В ранней
византийской архитектуре основное внимание уделялось внутреннему пространству
храмов. Внешний вид построек был очень прост, лишён украшательств, хотя
существует предположение, что стены храмов облицовывали мрамором. В XI в. византийские зодчие, сохраняя однажды
найденное конструктивное решение -крестово-купольную систему, начали украшать
наружные стены храмов. Например, храм Панагии Халкеон в Фессалониках ( 200 Особенно
этот приём полюбили мастера Греции, ставшей одной из провинций византийского
мира: они вводили в кладку даже глазурованные плитки, блюда и рельефные
кресты. Греки в XI в. изобрели особую конструкцию крестово-купольного храма, купол которого
опирается не на четыре, а на восемь опор. За счёт этого размер купола увеличивался,
и церковь становилась похожа на центрические здания ранней Византии.
Вероятно, монахи монастыря Святого Луки в Фокиде очень гордились тем, что их
храм, с низким широким куполом, с обходом вокруг подкупольного пространства,
где можно было стоять во время торжественных процессий, похож на Софию
Константинопольскую. Сияющие мозаики, мраморная облицовка нижней части стен —
всё это должно было возвращать зрителя к эпохе Юстиниана, которая уже казалась
золотым веком Византийской империи. Собор в Фокиде был скромнее, а его мозаики
-- более тёмными и схематичными, но причастность к высокому образцу древних мозаик
эпохи Юстиниана бросала на всё свой золотой блеск. Своеобразный
тип храмов возник в XI в. на Афоне. Этот гористый полуостров почти на два километра возвышается
над уровнем Эгейского моря. В Строитель
лаврского собора воспользовался
крестово-купольной схемой,
прочно утвердив купол на мощных устоях, а не на константинопольских изящных
колонках. Однако основная часть церкви получила очертания не прямоугольника,
а трёхлистника: помимо гранёной Собор
Великой Лавры. XI в. Афон.
Греция. апсиды с
юга и севера выступали полукруглые пристройки. С запада к этому центрическому
трёхлистнику была пристроена широкая поперечная часть с маленькими
крестово-купольными церквами-приделами (пристройками) в углах. А полукруглые
выступы получили название хоров, что
указывает на их прямое назначение: там стояли два хора, исполнявшие богослужебные
песнопения. |