|
тинопольской
черни, в то время как мудрые государственные установления Юстиниана и
незаурядный ум Феодоры стали предметом внимания историков. Однако ни намёка на
личные качества изображённых нельзя усмотреть в отрешённом выражении
большеглазых лиц, в застылых позах венценосцев. Мантии скрывают очертания
фигур, превращая их в плоские, наложенные на стену силуэты. Всё плотское,
сиюминутное, недостаточно пристойное для храма словно осталось за его
пределами: Юстиниан и Феодора являются зрителям как идеальные образы
идеальных правителей, осиянные отблеском Божественной славы. Юстиниан
предоставил византийской церкви новые экономические и юридические льготы,
даровал ей земли и имущество. По его словам, «источником всех богатств церквей
является щедрость императора». Поэтому в
равеннской мозаике императорская чета представлена как дарители (донаторы) —
оба супруга держат в руках золотые чаши. Помимо
центрических зданий в Равенне построили две базилики. Этот
второй тип ранневизантийских храмов также берёт своё начало в античности.
Базилики служили общественными постройками и представляли собой прямоугольные
в плане здания. Большие базилики внутри делились столбами или колоннами на три
продольных прохода-нефа (от греч. «неус» — «корабль»). Иногда таких нефов-кораблей было
пять, реже — семь или девять. Центральная часть в многонефных базиликах обычно
делалась высокой и перекрывалась двускатной кровлей; к ней примыкали более
низкие боковые, образуя ступенчатый силуэт. Окна в верхней, возвышающейся части
среднего нефа обеспечивали хорошую и 181 Мученицы.
Мозаика. VI в. Церковь
Сант-Аполлинаре Нуово. Италия. Мученики.
Мозаика. VI в. Церковь
Сант-Аполлинаре Нуово. Италия. равномерную
освёщенность внутреннего пространства. Большой
трёхнефной базиликой был главный собор Равенны, построенный в начале VI в. королём остготов Теодорихом. Этот вождь
варваров в Внутреннее
пространство центрического храма собирало молящихся в середине, где они
пребывали в покое. В базилике,
наоборот, присутствует постоянное движение от входа к алтарю. Торопятся
вглубь, сокращаясь в перспективе, тонкие колонны, легко шагают над ними
обладатели мученических венцов, а выше тянутся окна, образующие чёткий
метрический ряд. Базилика рассчитана на процессии, торжественные
церемониальные шествия, её интерьер ориентирует вошедшего на действие,
движение. Это совершенно не отвечало характеру византийского богослужения, во
время которого молящиеся не перемещались по храму, а действия священнослужителей
происходили преимущественно в его восточной и центральной частях. |