Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Чудо архангела Михаила в Хонех. Икона. XII в. Монастырь Святой Екатерины. Синай.

202

 

 

25 июля 1261 г., когда основное вой­ско латинян находилось в походе, жители столицы провели в город небольшой никейский отряд. Ото­брать Константинополь обратно рыцари уже не смогли. Три недели спустя император Никеи Михаил Палеолог триумфально вошёл в древ­нюю столицу через Золотые ворота и основал свою династию, давшую название последнему высочайшему взлёту византийского искусства — «палеологовскому ренессансу».

Воссозданная Византийская им­перия и по территории, и по богат­ству далеко уступала прежней. Кон­стантинополь был полуразрушен; кони греческого скульптора Лисиппа (IV в. до и. э.), служившие ук­рашением константинопольского ипподрома со времён Константина Великого, стояли теперь в Венеции на площади Святого Марка; драго­ценные изделия византийских юве­лиров перешли в католические соборы; лучшие произведения импе­раторских книгописных мастерских попали в латинские библиотеки. Прививка византийской культуры, полученная Западной Европой, бла­готворно сказалась на дальнейшем развитии её искусства — особенно искусства Италии и южных областей Франции. Но и Византия не осталась лежать в руинах: осознав победу над грозным врагом, она восстано­вила свою государственность, ут­вердила «правую веру», что вызвало духовный подъём в византийском обществе, по масштабам не сравни­мый со скромным экономическим подъёмом. Гордые византийцы ещё раз вспомнили о своих истоках, и дух эллинизма снова соединился с духом учения Христа.

Большой императорский дворец в Константинополе пришёл в запус­тение; двор обосновался во Влахернском дворце, стоявшем на самой высокой точке города, у залива Зо­лотой Рог. Для летних император­ских трапез в нём соорудили об­ширное трёхэтажное помещение, известное ныне под турецким на­званием Текфур-Сарай. Аркада ниж­него этажа манила под свои прохладные своды; трапезный зал на третьем этаже был открыт северным ветрам. Щеголеватой нарядностью отличался дворцовый фасад, сло­женный из чередующихся полос обожжённого кирпича и гладко отёсанного золотистого камня. Кир­пич и камень чередовались в пло­ских декоративных аркадах, оформ­ляющих верхние этажи: обрамления окон были словно свиты из ярких Ж1угов — соломенного и красного. Кое-где из кусочков тех же матери­алов выложены разнообразные узо­ры, напоминающие то пчелиные соты, то ромбическую решётку, то пёструю ткань.

Оскудели богатства Византии, не было средств строить новые боль­шие церкви, поэтому храмы в Палеологовскую эпоху строились миниатюрными, как часовни, или перестраивались из старых. Так бы­ла перестроена на средства при­дворного Феодора Метохита цер­ковь монастыря Хора. Её главному широкому куполу вторят ещё три: два над западной частью и один — над южной пристройкой, идущей во всю ширину южной стены. Снаружи кажется, что здание составлено из отдельных, приставленных друг к другу объёмов, как будто собрано из набора огромных кубов. Продоль­ный блок западной галереи, два вертикальных блока с  меньшими


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz