![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||
![]() |
|
купол, а со
всех сторон молящегося объемлют стены полукруглых притворов-апсид. Они словно
собирают внутреннее пространство храма в его центральной части, помогая верующему
сосредоточиться, обратить взор внутрь себя. Человек чувствует себя центром
архитектурного организма, он одинок в своём предстоянии Богу. Мозаики
также стали миниатюрнее — теперь они находились на более близком расстоянии
от зрителя. Художники получили возможность ввести в свои композиции множество
деталей, подробно развернуть интересующие их сцены. В церкви монастыря Хора
(Кахрие Джами) они даже воспользовались так называемыми апокрифическими, или
тайными, Евангелиями, не принятыми официальной Церковью, но содержавшими
много дополнительных сведений о жизни Девы Марии и Христа. Это понадобилось
для того, чтобы приблизить евангельскую историю к человеку, вызвать у него
умиление, сочувствие, сострадание. Пришедший в храм должен был не просто
просить святых о своих нуждах, но радоваться вместе с Иоакимом и Анной,
родителями Марии, ласкающими своё долгожданное дитя, разделять тревогу Святого
Семейства во время бегства в Египет, горевать вместе с апостолами у смертного
одра Богоматери. На этом
пути легко было впасть в бытовизм, приземлённость: зритель увидел бы в
Богоматери простую женщину, в Иосифе — старика, почему-то увенчанных нимбами.
Однако художники ни на миг не забывали, что под их руками оживают события,
перевернувшие всю историю человечества, и их герои — не обычные люди, а святые,
отмеченные Божественной благодатью. Чтобы подчеркнуть это, они нарушали
реальные пропорции тел: фигуры стали вытянутыми, с небольшими головами,
длинными стройными ногами, маленькими кистями рук. Неудивительно, что персонажи
не опираются на землю всей ступнёй: они настолько легки, что им достаточно
прикоснуться к почве кончиками пальцев или вообще свободно Бегство
в Египет. Мозаика. XIV в. церковь монастыря Хора (Кахрие
Джами}. 205 Христос
Искупитель. Мозаика. Рубеж XIII— XIV
вв. Церковь
Христа Искупителя в монастыре Хора (Кахрие Джами). Святые
Иосиф и Мария перед писцами царя Ирода.
Мозаика. XIV в. Церковь монастыря Хора (Кахрие
Джами). Павлин.
Мозаика. XIV в. Церковь монастыря Хора (Кахрие
Джами). витать в
золотом пространстве подобно бесплотным ангелам. Лёгкость и хрупкость придала
им, согласно художественному замыслу, особую духовность, отстранённость от
земного. Но одновременно здесь отразилось и то представление об одиночестве
человека, о непрочности бытия, о котором писал Феодор Метохит — заказчик этих
мозаик. Можно
говорить и о повышенной эмоциональности такой живописи. В позах и жестах
персонажей запечатлена не бесстрастная отрешённость от всего земного, а чувства,
близкие и понятные человеку, Окрылён радостью Иоаким, несущий на руках бережно
закутанную в плащ маленькую дочку, которой суждено будет стать Матерью Царя
Небесного. Смущена и испугана Мария, которой у колодца явился Божественный
вестник. В церкви
монастыря Хора, в южной пристройке, есть и фрески — живопись
водяными красками, нанесённая по влажной штукатурке. Когда известь высыхала,
проникшие в её глубину краски прочно сцеплялись с поверхностью и долговечностью
немногим уступали мозаике. Конечно, фреска не была столь эффектной, не
создавала впечатления драгоценного блеска, который так любили в великой
империи. Поэтому её использование — также свидетельство материального
оскудения Византии. Фрески церкви более суровы, чем мозаики, что объясняется их
главной темой — изображением Страшного суда. В пристройке были устроены ниши
для саркофагов. Понятно, что выбор сюжетов росписи усыпальницы диктовался
размышлениями о загробной судьбе погребённых. Византийцы усомнились в прочности
и ценности земного благополучия, и это заставило их уповать на справедливость
Бога и жизнь вечную. Спокойно, с достоинством идут на Суд умершие; спокойно
встречают их апостолы и Христос, готовый воздать каждому по заслугам. |
![]() |
![]() |
|