|
Племена
варваров почти непрерывно переезжали с места на место. Поэтому их искусство
того времени представлено не архитектурными сооружениями, а в основном оружием,
ювелирными изделиями, различной утварью (многое было найдено в древних
погребениях и кладах). Варварские мастера предпочитали яркие краски и дорогие материалы
— серебро, золото,
драгоценные камни. Больше ценилась не красота изделия, а материал, из которого
оно было выполнено. В V—VIII вв. на территории бывшей Западной Римской империи возникли
государства германских племён: остготов (а позднее лангобардов) — в Италии, вестготов — в Испании,
франков — в Галлии (современных Германии и Франции), англосаксов — в Британии.
Тогда же произошло обращение варварских племён в христианство. Всё это нашло
отражение в искусстве. Стали возводить каменные христианские храмы, в которых
появились изображения святых и христианская символика. Какова была
церковная архитектура того времени
можно судить по описаниям современников и немногочисленным сохранившимся памятникам,
часто перестроенным в более позднее время. Храмы складывали из массивных
камней, для перекрытий использовали дерево. Церкви строили по образцу римских
базилик. Колонны в большинстве случаев заимствовали из античных храмов: их
руины служили своеобразными карьерами для добычи строительного материала. Что
касается светской архитектуры, то сегодня приходится только догадываться,
какими тогда были жилища. Их строили, как правило, из дерева, и поэтому они
быстро разрушались. Варварские
государства постоянно враждовали между собой. В условиях постоянной опасности
главным достоинством жилых зданий считалась их защищённость; комфорт)' и уюту
не придавали особого значения. В результате появились хорошо укреплённые
замки. Их возводили у слияния рек, на крутых берегах и окружали высокими насыпями
и глубокими рвами. Король
остготов Теодо'рих (493— 526 гг.), завоевавший Италию, был осторожным и умным
политиком, покровительствовал римской знати и Церкви, привлекал к своему двору
римских писателей и философов. Ему хотелось прослыть почитателем и наследником
античной культуры, поэтому в его столице Равенне (на побережье Адриатического
моря) и её окрестностях прокладывали дороги, возводили мосты, водопроводы,
военные укрепления, дворцы и Застёжка-фибула.
Франки. VII—VIII вв. *Базилика — прямоугольное в плане здание, разделенное столбами или колоннами на
продольные части— нефы. 224 храмы,
восстанавливали разрушенные здания. Король
франков Хлодвиг (около 481—511 гг.) из династии Меровингов оттеснил вестготов и
расширил границы своего государства, в котором господствовали теперь две
культуры — античная и варварская. Франкские мастера считались искусными
ювелирами, умели хорошо обрабатывать металл. Из
архитектурных памятников, созданных франками, сохранились в основном церковные
постройки. Одна из самых древних — баптистерий (крещальня)
во французском городе Пуатье. Это почти квадратное здание, сложенное из кирпича
и мелкого камня. Его строители явно подражали римским образцам — карниз здания
напоминает античный антаблемент (балочное перекрытие). |