|
ДЖОН
КОНСТЕБЛ (1776—1837) Джон Констебл родился и вырос
в деревне Ист-Бергхолт, расположенной в живописной Дедхемской долине на
юго-востоке Англии. Целые дни он проводил на принадлежавшей его отцу мельнице,
которая стояла на реке Стур, а в свободное время рисовал. В Живя постоянно в Лондоне,
Констебл каждое лето приезжал в родные места и много работал с натуры. Он был
первым художником XIX
в., в творчестве которого этюд не менее важен,
чем законченная в мастерской картина. Констебл писал маслом маленькие этюды,
на которых показывал знакомые ему с детства места. Художник создал серию видов
реки Стур, неоднократно изображал стоявшую на ней мельницу. Возможно, это
место, овеянное воспоминаниями о прошлом, казалось *Паоло и Франческа — персонажи
поэмы Данте Алигьери «Божественная комедия», несчастные влюблённые,
ввергнутые во второй круг Ада, где их кружит вечный вихрь, не давая соединиться. 250 Джон Констебл. Плотина и мельница в
Дедхеме. ему воплощением жизненной
устойчивости и истинности бытия, связанного с природой. В таких работах, как
«Мельничный поток» ( В 20-е гг. художник продолжал
писать этюды с натуры, перерабатывая их затем в выставочные полотна, в
которых он пытался сохранить свежесть натурных впечатлений и одновременно
стремился к большей законченности. За одну такую картину — «Белая лошадь» ( Этюд «Телега для сена» ( Джон Констебл. Белая
лошадь. Собрание Фрик, Нью-Йорк. 251 Джон Констебл. Телега для
сена. с натуры этюд несёт ощущение
свежести и непосредственности восприятия. Он выполнен свободно, краски положены
густо и неровно, в нём много неба, воздуха, воды. Кажется, что можно услышать
шум реки и шелест листьев. Законченный вариант выглядит суше, здесь нет свободы
кисти, так как художник стремился к точной передаче деталей и завершённости
композиции. |