|
Уильям Тёрнер. Невольничье судно. Фрагмент. Музей изящных искусств, Бостон. В 20—30-е гг. Тёрнер получил
заказ на оформление сочинений английских писателей Сэмуэля Роджерса и Вальтера
Скотта. Эти книги пользовались успехом, и гравюры с рисунков Тёрнера висели
почти в каждом английском доме. К середине 30-х гг. Тёрнер достиг
вершины мастерства. Он давал уроки живописи на вернисажах, заканчивая там свои
картины. Так, на глазах у восторженной публики и изумлённых художников он за
несколько часов почти полностью написал полотно «Пожар лондонского Парламента»
( Поздние работы художника написаны
лёгкими, прозрачными быстрыми мазками. Тёрнер предпочитал светлые краски,
очень любил белила и различные оттенки жёлтого и коричневого цветов, никогда 256 Уильям Тёрнер. Дождь, пар и скорость. Национальная галерея, Лондон. Полотно
было выставлено в не использовал зелёный и
чёрный цвета. В 40-е гг. творчество Тёрнера
постепенно становилось всё более непонятным английской публике. Он писал то
потоки дождя, сквозь которые с трудом проступают контуры одного из первых
пароходов («Стаффа, пещера Фингала», Тёрнер начал терять интерес к
обществу, всё реже выставлял свои картины, подолгу скрывался от друзей и
поклонников. Мастер умер, оставив пространное завещание: он хотел, чтобы на его
деньги построили дом для престарелых художников, открыли галерею его работ и
класс пейзажной живописи в академии. Судьба распорядилась иначе: единственным
наследием Тёрнера являются его акварели, этюды и полотна, в которых заключён
удивительный мир, увиденный художником. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ
ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ Каждая эпоха накладывает свой
отпечаток на предметы, окружающие человека. В конце XVIII — первой половине XIX в. политические режимы,
воззрения, обычаи в Европе приходили и уходили с невиданной прежде быстротой.
Столь же стремительно менялись и стили декоративно-прикладного искусства. Центром художественных
перемен, как и перемен общественных, в то время была Франция. Стиль революции, вызванный к жизни Великой |