|
*Моисей —
согласно Библии, первый ветхозаветный пророк, законодатель, религиозный
наставник и вождь израильских племён. 379 Илья
Репин. Бурлаки
на Волге. 1870—1873 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. (1870—1873
гг.) — как раз воплощала всё, что искали передвижники. Здесь и бытовой жанр,
причём тот, которого требовало время, — на полотне показана нечеловеческая по
своей тяжести жизнь простого народа. Здесь и портреты: одиннадцать бурлаков —
одиннадцать разных характеров, душевных состоянии, жизненных истории, которые
можно прочесть, если вглядеться в их лица. Однако
работа выходит за рамки этих жанров: здесь есть бесконечный простор
противоположного берега Волги, высокое небо, могучая сила, воплотившаяся в
бурлацкой упряжке. Даже размеры картины усиливают впечатление размаха. Репин
придал современному сюжету те качества, которые до него встречались лишь в
полотнах на исторические и мифологические темы. В Вернувшись
в Россию, Репин снова обратился к реалистическим сюжетам. Центральная работа
этого периода — «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883 гг.). Многое на
этом полотне напоминает о картине «Бурлаки на Волге». Но если в «Бурлаках...»
едва ли не главной для художника была тема огромных сил, таящихся в русском
народе, то в «Крестном ходе...» преобладает социальная сатира, порой на грани
карикатуры. В 80-х гг.
Репин написал несколько картин, героями которых стали Илья Репин. Портрет М. П. Мусоргского. Государственная Третьяковская галерея, Москва. В огромной
галерее портретов, созданных Репиным, много первоклассных полотен, но это
отличается необычайной живописной свободой и выразительностью. *Бурлаки —
в России XVI— XIX вв. наёмные рабочие, тянувшие речные суда против течения с помощью
бечевы и вёсел. 380 революционеры:
«Отказ от исповеди» (1879—1885 гг.), «Арест пропагандиста» (1880—1892 гг.) и
самую известную из них — «Не ждали» (1884—1888 гг.). В этих работах сказались
все достоинства живописной манеры мастера: точность портретных характеристик,
тщательно выверенная композиция, отношение к современности как к событиям
исторического масштаба. Ко времени
расцвета таланта Репина относятся его знаменитые картины на исторические
сюжеты «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» ( Художника
привлекали не переломные моменты в истории, а ситуации, в которых наиболее
полно раскрывались те или иные человеческие чувства и состояния. Так, в полотне
«Иван Грозный и сын его Иван» важны не столько приметы времени, сколько
сильные, поистине шекспировские чувства. Главное Илья
Репин. Не
ждали. 1884—1888
гг. Государственная Третьяковская
галерея, Москва. Илья
Репин. Иван
Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. |