Предыдущая Следующая
В Италии Ге
написал полотно «Тайная вечеря» (1863
г.). Художник выбрал сюжет, к которому обращались
многие мастера прошлого. Однако вместо трапезы, на которой Иисус
предсказывает, что один из двенадцати учеников, сидящих рядом, предаст Его, Ге
изобразил момент разрыва Иуды с Христом. Резким движением набрасывая плащ,
Иуда уходит от Учителя. Напряжённый конфликт подчёркнут резким освещением.
Светильник, стоящий на полу, заслонён тёмным зловещим
369
Николай
Ге. Тайная вечеря. 1863 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
силуэтом
Иуды. Фигуры апостолов освещены снизу и отбрасывают на стену огромные тени;
поднялся потрясённый Пётр, страдание написано на лице юного Иоанна, нахмурился
возлежащий Христос.
Создавалась
эта работа основательно, в ней чувствуется убедительность деталей. Картина
была восторженно встречена в России.
Вернувшись
на родину, Ге обратился к русской истории и на первой же выставке
передвижников показал картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871 г.). По одну сторону
стола сидит Пётр, в простой одежде, без парика, в высоких сапогах; лицо его,
обращённое к сыну, искажено гневом. По другую — стоит царевич, бледный,
долговязый, нескладный, с опущенным взором. В облике Петра подчёркнута энергия,
сила, правота, в лице и фигуре Алексея — робость, тщедушие, безволие. Художник
стремился к психологической и исторической достоверности, к точности и
простоте. «Всякий, кто видел эти две простые, вовсе не эффектно поставленные
фигуры, должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из... потрясающих
драм...» — так оценил картину писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
Ге был
отличным портретистом; ещё в Италии он создал портрет писателя и философа
Александра Ивановича Герцена (1867
г.), одно из лучших своих произведений. Сам писатель
назвал его шедевром. И в портретах, написанных в России в последующие годы,
художнику удалось передать сложность, напряжённость душевной жизни своих
героев — историка Николая Ивановича Костомарова (1870 г.), писателей М. Е.
Салтыкова-Щедрина (1872 г.),
Л. Н. Толстого (1884 г.)
и многих других. Художник и историк искусства Александр Николаевич Бенуа писал:
«Его портреты так мучительно думают и так зорко смотрят, что становится
жутко, глядя на них. Не внешняя личина людей, но... самая изнанка — загадочная,
мучительная и страшная — вся в них открыта наружу».
В 80-х гг.
Ге пережил серьёзный духовный кризис. На несколько лет он совсем отошёл от
творчества, поселился на украинском хуторе, занимался хозяйством, размышлял,
Николай
Ге.
Пётр
I допрашивает царевича Алексея
Петровича в Петергофе. 1871 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
*
Алексей Петрович
(1690—1718) —сын Петра I. Он примкнул к оппозиции Петровским реформам, бежал за границу, был
возвращён и осуждён на казнь. Умер в тюрьме.
370
ИВАН АЙВАЗОВСКИЙ
(1817—1900)
Иван Константинович Айвазовский, сын купца
из города Феодосии на побережье Чёрного моря, закончил Санкт-Петербургскую
академию художеств с Большой золотой медалью. Ещё студентом он выбрал основной
темой своего творчества морской пейзаж. К двадцати пяти годам Айвазовский
приобрёл европейскую славу, в двадцать семь лет стал живописцем Главного
Морского штаба, в двадцать девять — профессором. Художник написал около шести
тысяч картин, объездил Европу, Америку, Восток, стал членом академий разных
стран, обладателем многих наград. Ему пожаловали дворянство. Друзьями
Айвазовского были живописцы, литераторы, адмиралы, сам царь часто посещал его
мастерскую. Предыдущая Следующая
|