Предыдущая Следующая
Конёнков достиг больших успехов
как мастер-портретист. Его творения в этом жанре отличаются многообразием и
неоднозначностью характеристик, несмотря на традиционную, довольно
реалистическую манеру. Он создал бюсты писателя А. П. Чехова (1908 г.), книгоиздателя П.
П. Кончаловского (1903—1904 гг.) и многие другие скульптурные портреты.
Особое место в творчестве Конёнкова
занимала тема музыки. Одним из его любимых персонажей был Никколо Паганини.
Мраморный портрет выдающегося итальянского композитора и скрипача мастер выполнил
в 1908 г.
Конёнков восхищался творениями Иоганна Себастьяна Баха и долго, мучительно
искал тот пластический образ, который смог бы передать величие гения и глубину
его произведений. И вот однажды (было это в 1910 г.) в куске мрамора,
стоявшем в углу мастерской, скульптор, но его словам, вдруг увидел лицо Баха.
Он водрузил глыбу на станок и много часов без перерыва работал над портретом.
«Мой резец словно вела его музыка», — рассказывал Конёнков.
После Октября 1917 г. мастер участвовал в
осуществлении плана монументальной пропаганды, создав в 1918 г. мемориальную доску
«Павшим в борьбе за мир и братство народов» и скульптурную группу «Степан
Разин со своей ватагой», а также занимался преподавательской деятельностью.
Конёнков — автор книги воспоминаний «Мой век», неоднократно переиздававшейся.
В Москве после его смерти был открыт Музей-мастерская скульптора.
Сергей Конёнков.
Дядя Григорий. Фрагмент. 1916 г. Государственный
художественный музей им. А. Н. Радищева, Саратов.
471
АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВ (1878—1960)
Александр
Терентьевич Матвеев родился в Саратове. По совету своего земляка и близкого
друга художника Виктора Борисова-Мусатова он поступил в Московское училище
живописи, ваяния и зодчества. Вначале Матвеев был страстным почитателем Павла
Трубецкого, но постепенно отошёл от импрессионистической манеры учителя и стал
искать собственный путь в искусстве. В 1901 г., не закончив училище, Матвеев пошёл
работать мастером-лепщиком на керамический завод.
К
монументально-декоративной скульптуре Матвеев впервые обратился в 1905 г.: он разработал
проект фонтана для только что отстроенного здания гостиницы «Метрополь» в
Москве. Модель была представлена на выставке Московского товарищества
художников и привлекла внимание специалистов.
В 1906 г. скульптор отправился
в Париж, где провёл год, изучая творчество французских мастеров. По
возвращении он занимался оформлением садово-паркового ансамбля в крымском
имении Я. Е. Жуковского близ Кучук-Коя. Ранние работы мастера — «Успокоение» (1904 г.), «Задумчивость» (1906 г.) — органично
вписались в парковую среду.
Произведения
Матвеева основаны на строгости, чёткости и сдержанности форм. Он стремился к
простоте и ясности, к экономии пластических средств, продолжая лучшие
классические традиции. Скульптор, как правило, не подчёркивал летали, изображая
и лица, и фигуры обобщённо, например в композиции «Спящие мальчики» (1907 г.).
В 1907 г. мастер принял
участие в выставке «Голубая роза». Здесь он показал скульптуру «Пробуждающийся».
Фигура мальчика, изогнувшего спину, выражала внутренний драматизм перехода из
одного состояния в другое — от сна к бодрствованию (работа не сохранилась). Предыдущая Следующая
|