![]() |
![]() |
|||||||||||
|
В 10-х гг.
Модильяни, так и не примкнув ни к одному из существовавших направлений, обрёл
собственный стиль. Рисунок в его полотнах главенствует над цветом: изысканные
фигуры обрисованы гибкой непрерывной линией, способной выявить и подчеркнуть
объём формы. Модильяни писал и рисовал главным образом портреты и обнажённую
натуру. На его картинах шеи натурщиц превращаются в лебединые, лица — в вытянутые
овалы, головы грациозно склоняются. А глаза он обычно оставлял без зрачков. И
при столь явном схематизме, условности изображе-
Амедео Модильяни. Портрет X. Сутина. ний, все
они, по утверждению современников, обладали безусловным сходством с моделями.
Герои портретов Модильяни, стоящие или сидящие неподвижно, словно на старых фотографиях,
часто показаны в углах помещений и производят впечатление неприкаянности,
хрупкости и беззащитности перед окружающим миром. Как это ни
горько, спрос на картины Модильяни возник после трагической ранней смерти
мастера и самоубийства вслед за тем его юной жены (работы начали скупать уже в
день похорон художника). Эти печальные события, а главное само творчество
Модильяни, сотворили из его имени легенду. В судьбе
Хаима Сутина (1893— 1943), приехавшего в Париж в
Амедео Модильяни. Обнажённая, откинувшаяся на белую подушку. 534 героев
своих картин — бесправных, нищих и одиноких. На картине
«Пирожник в голубом колпаке» (1922—1923 гг.) изображён мальчик с огромными
торчащими ушами. У него вытянутое серьёзное личико, тоскливые глаза и покорно
сложенные ручки. «Рабочая одежда» — белый халат и высокий колпак — явно
велика ему. Угловатость маленького кондитера ещё больше подчёркивается
выразительностью палитры — великолепными перелива- ми белого
с голубыми тенями в складках ткани. Но она в то же время окутывает его
магическим ореолом симпатии и тёплого сострадания. С яростной
энергией художник накладывает длинные взвихрённые мазки, запечатлевая на холсте
кровавую тушу, подвешенную в лавке мясника («Туша быка», Однажды
Сутина спросили: «В вашей жизни были какие-то несчастья?». «Как вам это могло
прийти в голову? — удивился он. — Я всю жизнь был счастливым человеком». Зная
полную лишений судьбу художника, всё же приходится согласиться с такой парадоксальной
самооценкой. Ведь жизнь его была всегда наполнена творческим смыслом.
Хаим Сутин. Пирожник в голубом колпаке. 1922—1923 гг. Частное собрание.
Хаим Сутин. Посыльный у «Максима».
Хаим Сутин. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||