Предыдущая Следующая
Из академии Дали был исключён
в 1926 г.
за дерзкое поведение. Но к тому времени уже состоялась его первая персональная
выставка в Барселоне, короткая поездка в Париж, знакомство с Пикассо. Имя и
работы Дали привлекли к себе пристальное внимание в художественных кругах.
В 1928 г. Дали вместе с Буньюэлем
написали сценарий, а затем поставили фильм «Андалузский пёс».
Картина стала сюрреалистическим
манифестом в кино и вызвала скандальную реакцию у критики и публики (как,
впрочем, и следующий их совместный фильм — «Золотой век», 1930 г.). На экране появ-
*«Андалузский пёс» (или
«андалузский щенок») — синоним выражений «маменькин сынок», «слюнтяй»; так в
кругу мадридских студентов презрительно именовали выходцев с юга Испании.
566
лялись мёртвый осел на рояле,
разрезаемый бритвой глаз, морские ежи под мышками у девушки и т. д., и зрителям
приходилось ломать голову над немыслимой логикой совмещения.
Когда в 1928 г. в Париже художник
познакомился с Андре Бретоном и Полем Элюаром, сюрреализм переживал первый
кризис. Тем не менее Дали присоединился к группе, и очень скоро его имя в сознании
публики стало олицетворением сюрреализма.
В 1929 г. Дали соединил свою
судьбу с Элен Элюар (урождённой Еленой Дьяконовой, бывшей женой Поля Элюара). У
неё было прозвище Гала {франц. «праздник»).
Она стала постоянной моделью художника, его праздником, его музой. Этим же годом
помечены первые сюрреалистические полотна Дали. Обычно в них на фоне
пустынного ландшафта возникали фантастические видения, растекающиеся или
разрушающиеся формы которых выписаны художником не как туманные миражи, а абсолютно
чётко. Его творческий почерк определился окончательно.
Каждая картина становилась
своеобразным интеллектуальным ребусом. На одном из самых известных полотен XX в. —
«Постоянство памяти» (1931 г.)
— мягкие, словно расплавленные циферблаты часов свисают с голой ветки оливы, с
непонятного происхождения кубической плиты, с некоего существа, похожего и на
лицо, и на улитку без раковины. Каждую деталь можно рассматривать
самостоятельно, а все вместе они создают магически загадочную картину.
И в этой и в других работах,
таких, как «Частичная галлюцинация: шесть портретов Ленина на фортепьяно» (1931 г.), «Мягкая конструкция
с варёными бобами: предчувствие гражданской войны в Испании» (1936 г.), «Пылающий жираф» (1936 г.), «Сон, вызванный
полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944 г.), прочитывается
чёткость и абсолютная продуманность композиционного и колористического строя.
Совмещение реальности и бредовой фантазии как бы конструировалось, а не рождалось
вдруг, по воле случая.
В 30-х гг. Дали много
путешествовал — ездил в Лондон, Париж, Вену, Италию, США. С его прибытием в
Америку страну охватила «сюрреалистическая лихорадка». В честь Дали
устраивались сюрреалистические балы с маскарадами, на которых гости появлялись
в костюмах, словно бы
Сальвадор Дали.
Постоянство памяти. 1931 г.
Музей современного
искусства, Нью-Йорк. Предыдущая Следующая
|