|
На разразившийся
в Наряду с
расписной посудой завод выпускал и мелкую пластику — фарфоровую скульптуру небольших
размеров. Основной темой творчества мастера камерной скульптуры Наталии
Яковлевны Данько (1892—1942) стали
люди революционной эпохи: матрос Балтики, рабочий, красногвардеец, милиционер,
женщина, вышивающая знамя. Художницей были созданы и знаменитые шахматы
«Красные и белые» (1922—1923 гг.), где, например, красный король — рабочий с
кувалдой, а белый — скелет в чёрной мантии, красные пешки — крестьяне со
снопами пшеницы или с серпами в руках, а белые — рабы, опутанные чёрными
цепями. Советский
агитационный фарфор выставлялся на зарубежных выставках, был предметом экспорта.
Эти произведения занимают достойное место в собраниях крупнейших музеев России
и других стран, являются желанными для коллекционеров. 622 отчасти приняла эстафету у
передвижников. Само Товарищество передвижных художественных выставок
прекратило деятельность год спустя, и многие передвижники — среди них, в
частности, были Абрам Ефремович Архипов, Николай Алексеевич Касаткин — стали
участниками АХРРа. В разное время в Ассоциацию входили Сергей Васильевич
Малютин (1859—1937), Александр Михайлович Герасимов (1881 — 1963), Борис
Владимирович Иогансон (1893—1973), Митрофан Борисович Греков (1882—1934),
Исаак Израилевич Бродский (1883—1939) и другие художники. Этих мастеров объединяла общая
идеологическая направленность. Они настаивали на создании искусства
повествовательного, жанрового, которое было бы понятным народу и правдиво
отражало действительность. Ассоциация издавала журнал «Искусство в массы» и
вела активную выставочную деятельность. О тематике произведений художников
АХРРа говорят названия выставок: «Жизнь и быт рабочих» ( В этом духе написаны полотна
Грекова на темы Гражданской войны, картины «Владимир Ильич Ленин в Смольном» ( В Артур Фонвизин. В цирке. Государственный Русский
музей, Санкт-Петербург. Сергей Малютин. Портрет писателя Д. А.
Фурманова. Государственная
Третьяковская галерея, Москва. «MAKOBEЦ» Преемственность
с мастерами прошлого, высокую духовность искусства, «возрождение в нём начала
живого и вечного» провозглашал в своём манифесте союз художников «Искусство —
жизнь», образованный в |