Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Так в 1910 г. Шагал впервые по­пал в Париж, где оставался вплоть до 1914 г. Он пережил, по собствен­ному выражению, «революцию ви­дения», познакомившись с тради­циями французской живописной культуры. Молодой человек оказал­ся в центре европейского авангарда, сблизился со многими художника­ми и литераторами; его другом был известный поэт Гийом Аполлинер. Шагал поселился на бульваре Монпарнас в знаменитом «Улье» — двенадцатиутольном доме со множест­вом дешёвых мастерских, где он жил по соседству с Фернаном Леже, Хаимом Сутиным, Амедео Модильяни, Осипом Цадкиным (позднее творчество этих художников полу­чило название парижской школы).

Здесь окончательно сложилась своеобразная манера живописца, построенная на выразительных преувеличениях, приёмах француз­ского кубизма и народного лубка. В Париже он вспоминал родной Ви­тебск, посвящая ему свои произве­дения: «Я и деревня» (1911 г.), «Скри­пач» (1911 —1914 гг.) и др. В 1914 г. в берлинской галерее «Штурм» про­шла первая персональная выставка Шагала; после неё он довольно бы­стро стал признанным авторитетом, его произведения начали коллекци­онировать.

В 1914 г. Шагал приехал в родной город на свадьбу сестры. Он соби­рался вернуться в Париж, но нача­лась Первая мировая война, и это оказалось невозможно. Большую часть 1915 г. живописец провёл в Витебске и его окрестностях. Он же­нился на Белле Розенфельд, которая стала подлинной музой мастера. Шагал писал: «Я не кончал ни одной картины или гравюры, не спросив у неё: да или нет». Этот счастливый брак был для него символом союза мужчины и женщины; художник ви­дел в нём нечто, лежащее в самой сердцевине бытия.

Образ жены есть во многих про­изведениях, например в «Прогулке» (1917—1918 гг.). Любовь, по мнению Шагала, преодолевает разобщён­ность мира и несёт в себе творческое начало, обладая, как и искусство, способностью возносить над повсе­дневностью. Эта идея воплощена живописцем в картине «Над горо­дом» (1917 г.).

Марк Шагал. Скрипач.

1911—1914 гг.

Стеделийк-музей, Амстердам.

Забавный скрипач одной но­гой опирается на крышу до­мика, а другой — на земной шар; действие происходит волшебной зимней ночью, когда самые невероятные вещи становятся реально­стью. Эту картину можно воспринимать и как фило­софский символ, и как наив­ную детскую мечту, на кото­рую сам автор смотрит с иронией. Шагал творит словно вне времени; показы­вая виды родного города, яркие детали быта еврей­ского местечка, он в то же время создаёт свой мир, ни на что не похожий, полный странностей, но удивитель­но гармоничный и светлый.

605

 

 

 

Марк Шагал. Прогулка. 1917—1918 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Марк Шагал. Над городом. 1917 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Марк Шагал. Кучер Селифан. Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». 1923—1927 гг.

Марк Шагал. Чичиков и Манилов. Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». 1923—1927 гг.

Осенью 1915 г. Шагал уехал с же­ной в Петроград, где поступил на службу в военное бюро. Здесь он со­здал многочисленные эскизы для настенных панно, работал как гра­фик, участвовал в ряде выставок.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz