Предыдущая Следующая
607
Судьба Кандинского складывалась
не совсем обычно. До тридцати лет он и не помышлял об искусстве. Закончив в 1893 г. юридический
факультет Московского университета, он начал работать над диссертацией,
участвовал в этнографической экспедиции на север России, а в 1896 г. получил приглашение
из университета в Дерпте (ныне Тарту, Эстония) занять должность приват-доцента.
Но в том же году Кандинский внезапно изменил свою жизнь. Поводом для этого
послужило впечатление от картины «Стог сена» Клода Моне на Французской индустриальной
и художественной выставке в Москве. Отказавшись от кафедры, он уехал в
Германию учиться живописи. Кандинский обосновался в Мюнхене, который на рубеже
веков был признанным центром немецкого модерна. Он занимался сначала в частной
школе живописи, а позднее в Мюнхенской академии художеств у Франца фон Штука.
Живя в Германии, Кандинский
почти каждый год приезжал в Россию и представлял свои работы на выставках
Московского товарищества художников, Нового общества художников и др. В
журналах «Мир искусства» и «Аполлон» появлялись его статьи об искусстве
Германии, сыгравшем столь важную роль в формировании творческой личности
живописца. В то же время Кандинского волновала и вдохновляла русская
художественная традиция: иконы, древние храмы, сказочные персонажи. Все они
часто присутствуют в его работах, что говорит о влиянии на него мастеров «Мира
искусства».
Кандинский был прирождённым
лидером. Уже с 1901 г.,
едва закончив обучение, он возглавил художественное общество «Фаланга», участвовал
в его выставках и работал в созданной при нём школе. В 1909 г, мастер организовал
«Новое мюнхенское художественное объединение», а в 1912 г. — группу «Синий
всадник».
В работах Кандинского 1900—
1910 гг. чувствуются разнообразные влияния: от немецкого экспрессионизма и
французского фовизма («Вид Мурнау», 1908 г.; «Дома в Мурнау на Обермаркте», 1908 г.) до российского
«Мира искусства» («Дамы в кринолинах», 1909 г.). Не без воздействия символизма
Кандинский обратился к графике, создав цикл гравюр на дереве «Стихи без слов»
(1903 г.).
В начале 10-х гг. ясно
определилось главное направление творческих поисков Кандинского: он хотел сосредоточить
все средства живописи на передаче сложной системы чувств и ощущений, которые
живут в потаённых глубинах души художника и не зависят от материального мира.
Теоретически мастер сформулировал эту проблему в книге «6 духовном в
искусстве» (1911 г.),
но практическое решение пришло
Василий Кандинский.
Дома в Мурнау
на Обермаркте. 1908 г.
Собрание Тиссен-Борнемиса,
Лугано.
608
к нему внезапно и необычно.
Художник сам описал происшедший в его сознании переворот в работе «Ступени» (1918 г.): «Я... вдруг увидел
перед собой неописуемо-прекрасную, пропитанную внутренним горением картину.
Сначала я поразился, но сейчас же скорым шагом приблизился к этой загадочной
картине, совершенно непонятной по внешнему содержанию и состоявшей исключительно
из красочных пятен. И ключ к загадке был найден: это была моя собственная
картина, прислонённая к стене и стоявшая на боку... В общем, мне стало в этот
день бесспорно ясно, что предметность вредна моим картинам». Предыдущая Следующая
|