Предыдущая Следующая
В отличие от «романтического»
мюнхенского этот период в творчестве Кандинского обычно называют «холодным»
или «классическим». В его работах пятно всё более уступало место линии, живописность
— сухому геометризму, динамика — равновесию. Наряду с треугольниками и
квадратами композиции включали в себя круг как символ совершенства и полноты
мироздания.
В 1933 г., после прихода к
власти нацистов и закрытия «Баухауза», художник эмигрировал во Францию. Он
напряжённо работал в 30-х гг., но его творчество оказалось в стороне от главной
линии развития современного искусства. Другие мастера шли по пути освоения
новых форм абстрактной живописи, который когда-то проложил Кандинский.
ПАВЕЛ
ФИЛОНОВ
(1883—1941)
Павел Николаевич Филонов —
основоположник особого направления в живописи XX в.,
названного им «аналитическое искусство». Он прошёл довольно сложный путь
обучения — в 1901 г.
окончил малярно-живописную мастерскую в Петербурге, в 1903—1908 гг. занимался в
школе Общества поощрения художеств и в частной мастерской, а в 1908— 1910 гг.
посещал как вольнослушатель Академию художеств, но, не доучившись, ушёл
оттуда.
Начало творческой деятельности
Филонова относится к 1910 г,
когда работы мастера впервые появились на выставке петербургского
художественного объединения «Союз молодёжи», куда входили мастера-авангардисты.
Члены «Союза» издавали журнал, посвящённый но-
Василий Кандинский.
Доминирующая кривая. 1936 г.
Музей Гуггенхейма,
Нью-Йорк.
610
вому искусству, устраивали
диспуты и выставки. В них участвовали представители других направлений: К. С.
Петров-Водкин, М. Ф. Ларионов, К. С. Малевич, В. Е. Татлин.
В 1912 г. Филонов представил
свои картины на выставке примитивистов «Ослиный хвост», позднее сблизился с
футуристами. Художник пытался в те годы теоретически обосновать свои взгляды, а
незадолго до призыва в армию в 1914
г. сделал первую попытку объединить сторонников нового
направления -«аналитического искусства».
В марте 1914 г. группа Филонова
выпустила манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков». В нём
говорилось: «Цель наша — работать картины, рисунки, сделанные со всей прелестью
упорной работы, так как мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке — это
могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою
бессмертную душу».
Творчество Филонова 10-х гг.
показывает, как постепенно создавался образ «аналитической картины». В
полотне «Крестьянская семья» («Святое Семейство», 1914 г.), близком традициям
примитивизма, крупные, чуть неуклюжие фигуры главных героев окружены некой
условной моделью пейзажа — декоративно-яркими цветами и травами. Персонажи
кажутся сложенными из абстрактных по форме мелких деталей, образующих сложную
мозаику. Фигуры людей неподвижны, но мир вокруг них пребывает в постоянном
движении крохотных частиц.
Период зрелости «аналитического
искусства» пришёлся на 20-е и начало 30-х гг. Работы Филонова стали
откровенно пропагандистскими, стандартные понятия советской идеологии художник
стремился представить как абстрактную картину великого революционного преобразования
мира. Об этом говорят их названия: «Формула мировой революции» (1923 г.), «Формула империализма»
(1925 г.),
«Формула петроградского пролетариата» (конец 20-х гг.) и др. Предыдущая Следующая
|