Предыдущая Следующая
Мастера
разных поколений, до сих пор лишь мечтавшие о свободе самовыражения, теперь с
увлечением отдались экспериментам в духе новейших западных художественных
течений, черты которых в их творчестве порой прихотливо переплетались. О таком
многообразии стилей и индивидуальных манер раньше не могло быть и речи. Советские
художники, работавшие вне рамок официального искусства, получили известность
на Западе, так как их произведения приобретали в основном иностранцы —
дипломаты и журналисты. Западные критики назвали этих мастеров «нонконформистами»
(от англ. nonconformists -«несогласные»).
На
выставке в честь тридцатилетия МОСХа, проходившей в 1962 г. в московском Манеже,
тогдашний глава государства Н. С. Хрущёв подверг «нонконформистов» жёсткой
критике. Однако скандал «планировался» с
СЮРРЕАЛИЗМ И КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Уже в
конце 50-х гг. сложилась группа художников, увлечённых европейским и
американским сюрреализмом, но в полной мере они заявили о себе во второй
половине 60-х и в 70-х гг. Каждый художник разрабатывал собственный, легко
узнаваемый набор изображений-знаков.
Владимир
Борисович Янкилевский (родился в 1938
г.) окончил художественную студию при Московском
полиграфическом институте. Его произведения — «Атмосфера Кафки» (1969 г.), серия гравюр «Мутации»
(70-е гг. XX в.) и другие — представляют собой ребусы, сложенные из разнообразных
значков, которые вызывают ассоциации с таблицами, диаграммами, графиками и т.
п. Позднее Янкилевский начал создавать трёхмерные объекты.
Илья
Иосифович Кабаков (родился в 1933
г.) выбрал для своих работ иной изобразительный
«словарь»: картинки к детским книжкам, штампы советской наглядной агитации —
стенды, стенгазеты, плакаты. Однако в композициях художника они теряют свои
привычные функции, и зрителю предлагается придумать им другое назначение.
Содержание произведений Кабакова строится на столкновении изобразительного и текстового
ряда. Таковы, например, работы «Смерть собачки Али» (1969 г.), «Составьте по
картинке рассказ» (1977 г.).
Для
Эдуарда Аркадьевича Штейнберга (родился в 1937 г.) характерно
обращение к авангарду 10— 20-х гг., к элементам супрематической живописи
(«Композиция. Памяти Казимира Малевича», 1970 г.). Дмитрий Михайлович Краснопевцев
(1925—1991) свои «стилистические фигуры» (с отсылкой на итальянскую
метафизическую живопись) — кувшины, раковины, свитки — выполнял по единой
«технологии» чёткого, контрастного распределения светотени («Свиток с
неизвестным алфавитом», 1962
г.), что сближает его работы с печатной графикой.

Илья Кабаков. Из цикла «Вопросы и ответы». 1976 г.
630
COЦ-APT
Слово
«соц-арт» придумали московские художники Виталий Анатольевич Комар (родился в 1943 г.) и Александр
Данилович Меламид (родился в 1945
г.) по аналогии с американским поп-артом, который они
изучали по зарубежным журналам.
Представители
соц-арта также использовали продукцию массового потребления, а кроме того —
расхожие приёмы социалистического реализма, плакаты, различные штампы советской Предыдущая Следующая
|