![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||
![]() |
|
В основе картины «Исаак, благословляющий
Иакова» ( На большом холсте горизонтального
формата события показаны подробно и обстоятельно: основную его часть занимают
фигуры Исаака, Иакова и Ревекки, вдали виден старший брат Исав, возвращающийся
с охоты. Исаак и Иаков выглядят спокойными; драматизм ситуации передаётся
через выражение лица Ревекки: на нём видны и любовь к сыну, и страх перед разоблачением.
Ощущение конфликта усилено выразительным колоритом, построенным на оттенках
красного цвета. Душевное состояние Ревекки стало для художника главным
содержанием картины. Некоторые темы Рибера разрабатывал
во многих произведениях с различными эмоциональными и живописными нюансами.
Одна из них — тема страдания и мученичества, связанная прежде всего с образами
святых. Такова картина «Мученичество Святого Варфоломея» ( святого, мускулистые руки и
огромные торсы палачей. На лице мученика, прекрасном в своём молитвенном
страдании, читаются огромная сила веры и готовность к жертве. Очень важным для Риберы был
образ аскета — отшельника, отказавшегося от мирских благ. Художник часто
обращался к одному и тому же персонажу по нескольку раз. Так, он неоднократно
изображал погружённого в размышления Святого Иеронима, богослова IV в.,
прожившего Хусепе Рибера. Исаак, благословляющий
Иакова. Хусепе Рибера. Мученичество Святого
Варфоломея. 33 К образам
отшельников близка по духу серия картин Хусепе Риберы с условным названием
«Нищие философы» (30—40-е гг. XVII в.). Считается, что на них изображены
знаменитые античные философы, однако далеко не всех можно с уверенностью
опознать. Большинство из них — одетые в лохмотья старики с потемневшими лицами.
Смысл серии до конца не разгадан. Возможно, это очередная, чисто испанская насмешка
над античностью, а грубоватый облик — символ внутренней пустоты. Но не
исключено, что подразумевается не духовное убожество, а, напротив, та высшая
мудрость, которая позволяет трезво осознать своё несовершенство и заставляет
двигаться вперёд в поисках истины. Хусепе Рибера. Архимед. Хусепе Рибера. Хромоножка. Лувр, Париж. Хусепе Рибера. Святая Инесса. Картинная галерея,
Дрезден. много лет отшельником, с безжалостным
натурализмом показывая его измученное старческое тело. Продолжая создавать драматически
напряжённые полотна, Рибера стал обращаться и к другим образам — полным
внутренней гармонии. При этом меняется и манера живописи: исчезают резкие
цветовые контрасты, появляется мягкая светотень; краски, положенные мелкими
мазками, кажется, мерцают под воздействием света. Таково полотно «Святая
Инесса» ( |
![]() |
![]() |
|