![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||
![]() |
|
47 Питер Пауэл Рубенс. Охота на гиппопотамов и крокодилов. 1615—1616 гг. Старая пинакотека, Мюнхен. В
1615—1621 гг. Рубенс создал серию картин на охотничьи сюжеты. Дня героев этих
произведений охота не праздное развлечение, а отчаянная борьба за жизнь. Перед
лицом смертельной опасности человек и зверь равны. делал красками эскиз. Самые
важные фрагменты будущей картины он выписывал более детально. На тщательно
загрунтованный холст (Рубенс предпочитал традиционный для Нидерландов белый
грунт красному итальянскому: на белом краски более насыщены светом) ученики
наносили основные линии композиции и цветовые пятна. Когда подготовительная
работа заканчивалась, живописец, слегка тронув фигуры лёгкими, виртуозными мазками,
буквально оживлял их. При этом Рубенс сознавал, что
с некоторыми задачами другие художники справляются лучше, чем он. Мастер
доверял исполнять цветы и животных в своих композициях Яну Брейгелю, натюрморты
— Франсу Снейдерсу, пейзажные фоны — другим живописцам. Его помощниками были
Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс. Рубенс написал немало портретов,
хотя не был портретистом по призванию — ему не хватало психологического чутья.
Однако постичь и отобразить душевные качества близких людей ему было вполне по
силам. Приблизительно *Грунт — покрывающий основу картины
(холст, картон, дерево, и т. д.) слой, на который наносят краски. 48 троих детей, умерла от чумы.
Рубенс писал о ней: «Она не была ни суровой, ни слабой, но такой доброй и
такой честной... что все любили её живую и оплакивают мёртвую». Изредка Рубенс изображал себя
самого. На автопортрете, относящемся к 1622—1623 гг., художник одет в
изысканный чёрный плащ, на голове у него большая шляпа, усы и бородка тщательно
ухожены. Лицо мастера спокойно и уверенно. Его глаза цвета тёмного янтаря
смотрят на зрителя открыто и честно, в них заметны усталость и печаль. Известно,
что однажды на чей-то участливый вопрос, почему его глаза грустны, Рубенс
ответил: «Они повидали слишком много людей». На склоне лет Рубенс искал покоя.
В одном дружеском письме он признавался: «Я решил снова жениться, потому что
не чувствовал себя созревшим для воздержания и безбрачия. Я взял молодую жену,
дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон пытались убедить сделать выбор
при дворе... Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за
кисти...». Рубенсу было пятьдесят три
года, а его избраннице Елене Фоурмен — всего шестнадцать, когда в Елена стала неизменной моделью
рубенсовских картин 30-х гг. В её Питер Пауэл Рубенс. Портрет Изабеллы Брандт.
Около |
![]() |
![]() |
|