Предыдущая Следующая
Другая область творчества Фрагонара
— портреты — обнаруживает иные грани его дарования. Мастера явно привлекал
идеал эпохи Просвещения — незаурядная личность, наделённая мощным интеллектом
и способностью влиять на окружающих. Не случайно именно ему принадлежит лучший
портрет французского философа Дени Дидро (1769 г.). Красочный,
написанный энергичными, размашистыми мазками, он не только раскрывает
характер, но и показывает глубину творческой одарённости философа, силу его
ума, способность к решительным действиям.
Художник также часто иллюстрировал
книги («Дон Кихот», «Неистовый Роланд» и др.).
Жан
Оноре Фрагонар. Счастливые возможности качелей. Фрагмент. 1767 г.
Собрание
Уоллес, Лондон.
Жан
Батист Симеон Шарден. Трубки и кувшин. I
766 г. Лувр, Париж.
30-е гг.; «Трубки и кувшин», 1766 г.), составляя из них
строгую и ясную композицию. Краски художника или яркие, или приглушённые, на
манер рококо; мазки то приближают масляную живопись к прозрачной тонкости
акварели, то вызывают в памяти картины великого фламандца Рубенса — так они
сочны и энергичны. Каждый предмет воспринимается как нечто живое. Полотна
Шардена напоминают, что кроме французского названия жанра nature morte («мёртвая природа») существуют ещё английское
и немецкое — still life, Stilleben («тихая жизнь»),
В «Натюрморте с атрибутами искусств»
(1766 г.)
собраны принадлежности живописца эпохи Просвещения: палитра с кистями,
бумага, измерительные приборы, книги
118
ЛУВРСКИЙ МУЗЕЙ В
ПАРИЖЕ
Парижский Лувр носит имя средневекового
замка, построенного в начале XIII в. Позднее он стал королевской
резиденцией. В середине XVI в. король Франциск I (1515—1547 гг.) приказал снести обветшавшую
крепость. На её месте началось строительство дворца, продолжавшееся несколько
столетий (архитекторы Пьер Леско, Клод Перро и др.). Последняя перестройка
произошла в 1986—1988 гг.: был возведён вестибюль в виде стеклянной пирамиды
(архитектор Иео Минг Пей). Ныне Лувр представляет собой сложный комплекс
сооружений разных стилей и эпох — от Возрождения до Нового времени.
С первых лет истории Лувра здесь
хранились произведения искусства. Франциск I перевёз сюда из загородной резиденции —
замка Фонтенбло — коллекцию живописи: лучшие творения Леонардо да Винчи
«Мадонна в гроте» и «Джоконда», доставшиеся ему после смерти мастера, четыре
полотна Рафаэля и другие картины. Генрих IV (1589— 1610 гг.) поселил в нижних этажах
Лувра художников и ремесленников, обслуживавших двор. А с 1655 г. в его стенах жили и
работали члены Королевской академии живописи и скульптуры. В 70-х гг. XVII в., при Людовике XIV, в собрание вошли картины, принадлежавшие
кардиналу Мазарини, и остатки великолепной коллекции английского короля Карла
I, казнённого во
время революции XVII в. В их числе были произведения итальянских живописцев эпохи Возрождения
и XVII в.
С 1682 г. резиденцией французских
королей стал загородный дворец Версаль, туда же переместились королевские
коллекции, которые в XVIII в. пополнились картинами фламандской и голландской школ. В Лувре с 1725 г. начали устраивать
периодические выставки работ французских живописцев и скульпторов — так
называемые Салоны. В 1750—1779 гг. часть королевских художественных собраний
была выставлена для публики в Люксембургском дворце в Париже. Предыдущая Следующая
|