|
В 60-е гг. XVIII в. Адам создал множество усадебных домов в пригородах Лондона и в
Центральной Англии. Особенно интересны интерьеры этих зданий, в которых
архитектор нередко использовал этрусские орнаментальные мотивы (например,
Этрусская комната в усадьбе Остерли-парк, 1762—1769 гг.). Один из наиболее
известных интерьеров Адама — приёмная в доме Сайон-хаус (1762—1764 гг.),
украшенная двенадцатью колоннами из голубого мрамора с позолоченными
капителями (венчающими частями) и скульпту- Роберт Адам. Дом в усадьбе Сайон-хаус.
Приёмная. 1762—1764 гг. рами наверху. Стволы этих
колонн подлинно античные — они найдены на дне реки Тибр в Риме, — капители же
и скульптуры исполнены по рисункам самого Адама. Колонны здесь не поддерживают
потолок, а просто приставлены к стене. Однако они придают комнате величественный
вид. Интерьеры Адама ещё при жизни
мастера многие считали высшим достижением английской архитектуры
того времени. Поэтому не удивительно, что «стиль Адама» был столь популярен. Историю английского неоклассицизма
XVIII в. завершают два архитектора, манера которых сильно отличалась от
«стиля Адама»: Джордж Дэнс Младший (1741 — 1825) и сэр Джон Соун (1753—1837). Самой известной постройкой
Дэнса была тюрьма Ньюгейт в Лондоне (1768—1780 гг., не сохранилась). Это
суровое здание, стены которого сверху донизу были оформлены мощным рустом,
производило мрачное впечатление, полностью соответствовавшее его назначению. Джон Соун во многом следовал
манере Дэнса. Он был главным архитектором здания Английского банка (1795—1827
гг.) и посвятил его строительству значительную часть жизни (в XX в.
банк был перестроен, однако некоторые интерьеры Соуна сохранились). В своём
доме в Лондоне он устроил музей архитектуры, который подвёл своеобразный итог
английскому неоклассицизму XVIII в. УИЛЬЯМ ЧЕМБЕРС Сэр Уильям
Чемберс был придворным архитектором короля Англии Георга III (1760— 1820 гг.). В 1748—1749 гг. он
совершил путешествие в Китай, откуда привёз множество рисунков. Благодаря им в
Англии возникла мода на китайский стиль. Один из павильонов в королевском
парке Кью в пригороде Лондона (1757—1762 гг.) мастер выполнил в виде китайской
пагоды (буддийского мемориального сооружения). Наиболее крупная постройка
Чемберса — Сомерсет-хаус в Лондоне (1776—1786 гг.). Это один из немногих
примеров общественной архитектуры в Англии XVIII в. (здесь размешалась Королевская
академия). Уильям Чемберс. Сомерсет-хаус. 1776—1786 гг. Лондон. *Этруски — древние племена,
населявшие в I тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова и создавшие
развитую цивилизацию. **Руст (от лат. rusticus —
«грубый») — тёсаный камень, лицевая поверхность которого грубо околота, обычно
с узким, более гладким кантом по краям. 141 МУЗЕЙ ДЖОНА СОУНА В
последние годы XVIII столетия архитектор Джон Соун начал собирать в своём доме в Лондоне
разнообразные предметы, связанные с его профессией: чертежи древних и новых
построек, архитектурные модели, книги, гравюры и картины, а также другие
редкостные веши, относящиеся к истории искусства вообще. Так был создан первый
в истории музей архитектуры. |