![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||
![]() |
|
Василий Баженов. Фигурные (Виноградные)
ворота. 1778 гг. Царицыно. Матвей Казаков. Большой дворец. 1 786—1795
гг. Царицыно. *Вилла «Ротонда» (1551— 1567
гг.) — загородный дом близ города Виченца на севере Италии; построен А.
Палладио. 179 Василий Баженов. Дом П. Е. Пашкова.
1784—1786 гг. Москва. кремлёвских стен. Красные
кирпичные стены сочетаются с белокаменными декоративными деталями, как в
русской архитектуре XVII в. Планировка
внутренних покоев по-средневековому нарочито усложнена. Облик дворца был
настолько мрачен, что императрица, приехав в Царицыно, воскликнула: «Это не
дворец, а тюрьма!» — и навсегда покинула усадьбу. По приказу Екатерины II ряд
построек, в том числе дворец, снесли. Новое здание дворца с классицистически
правильным планом, но с готическим оформлением было построено в 1786—1793 гг.
М. Ф. Казаковым. Баженов работал и для частных
заказчиков. Дом П. Е. Пашкова в Москве (1784—1786 гг.) расположен напротив
Кремля и своими классицистическими формами, светлым фасадом подчёркивает мощь
и величие его древних, сложенных из кирпича стен. Здание находится на высоком
холме. В центре — трёхэтажный корпус с изящным портиком, дополненным по бокам
статуями. Он увенчан круглой надстройкой — бельведером (итал. belvedere — «красивый вид») со скульптурной композицией наверху. Одноэтажные
галереи ведут к двухэтажным флигелям, также украшенным портиками. Вниз с холма
спускается лестница. Первоначально она вела в сад, огороженный красивой
решёткой с фонарями на столбах. Решётку сняли уже в XX в.,
когда расширяли улицу; тогда же исчез и сад. На творчество Матвея Фёдоровича
Казакова (1738—1812) оказали большое влияние московские архитекторы Д. В.
Ухтомский и В. И. Баженов. Казаков в отличие от Баженова много и успешно
работал по заказам Екатерины II и пользовался её особым
покровительством. Он строил разные по назначению здания — общественные
сооружения и частные дома, императорские дворцы, церкви — преимущественно в
стиле классицизма. Петровский подъездной дворец
(в нём обычно останавливался двор по дороге из Петербурга в Москву, его
называли также Петровским замком, 1775—1782 гг.) был заказан Казакову в
псевдоготическом стиле. Однако чёткий симметричный план замка и его интерьеры
выполнены в традициях классицизма. Лишь декоративные детали фасада характерны
для древнерусской архитектуры. В 1776—1787 гг. Казаков возвёл
здание Сената в Московском Кремле. Это сооружение в духе классицизма
напоминает о грандиозном баженовском проекте перестройки Кремля. Главная часть
треугольного в плане здания — круглый зал с огромным куполом, который хорошо
виден с Красной площади. Рас- Матвей Казаков. Петровский подъездной
дворец (Петровский замок). 1775—1782 гг. Москва. 180 Матвей Казаков. Здание
Сената в Кремле. 1776—1787 гг. Москва. сказывают, что Баженов и
другие архитекторы усомнились в прочности купола, тогда Казаков поднялся на
него и простоял там полчаса. На фасаде контуры главного зала подчёркнуты
колоннадой, повторяющей полукружие стен. |
![]() |
![]() |
|