Предыдущая Следующая
БЕРТЕЛЬ
ТОРВАЛЬДСЕН
(1768 или
1770—1844)
Датский скульптор Бертель (Альберт)
Торвальдсен родился в Копенгагене в семье резчика по дереву, исландца по
происхождению. С одиннадцати лет он обучался в датской Академии художеств. В 1793 г. молодой скульптор
был отмечен Большой золотой медалью, что дало ему право на заграничную стажировку.
Однако материальные трудности заставили отложить отъезд.
В 1797 г. Торвальдсен прибыл в
Рим. Встреча молодого скульптора с Вечным городом омрачилась тем, что
большинство прославленных древностей из римских коллекций были тогда вывезены
французами. Однако датский мастер и без классических образцов сумел почувствовать
величие античной пластики. В этом убеждает статуя Ясона с золотым руном
(1802—1803 гг.).Чуждый зависти Антонио Канова, увидев эту

Антонио Канова.
Паолина Боргезе-Бонапарт.
1805—1807 гг.
Галерея Боргезе, Рим.

Антонио Канова.
Геракл и Лихас. 1796 г. Национальная галерея
современного искусства, Рим.
*Парис, согласно древнегреческому
мифу, должен был разрешить спор трёх богинь — Геры, Афины и Афродиты — о том,
кто из них красивее. Яблоко (приз за красоту) Парис отдал Афродите (в древнеримской
мифологии Венере).
**Святой Лука, по преданию,
написал первый портрет Богоматери с Младенцем Иисусом Христом; считался
покровителем художников.
***Ясон — в древнегреческой
мифологии предводитель воинов, отправившихся на корабле «Арго» за золотым
руном в Колхиду (на побережье Чёрного моря).
208
скульптуру, назвал её началом
«нового, грандиозного стиля».
Первые годы XIX в.
стали для Торвальдсена порой творческого расцвета; он работал в Риме (в 1808 г. его приняли в
Академию Святого Луки) и Неаполе. В 1811 г. по случаю приезда Наполеона он выполнил
для Квиринальского дворца в Риме рельеф «Вступление Александра Македонского в
Вавилон». Две многофигурные процессии — греческое войско и приветствующие его
жители — встречаются в центре композиции; между ними находится аллегорическая
фигура Мира.
Особенность образов
Торвальдсена — их самодостаточность: они словно живут сами по себе, не нуждаясь
в зрителе. Такова «Венера с яблоком» (1813—1816 гг.). Тихая, целомудренная,
удивлённо глядящая на доставшийся ей плод, она особенно выигрывает при
сравнении с надменной и холодной Венерой — Паолиной Богезе Кановы.
Композиция «Ганимед, кормящий
Зевсова орла» (1817 г.)
выполнена с непревзойдённым изяществом и естественностью. Грациозное тело юноши и
могучая фигура птицы объединены в симметричную, но свободную группу.
Торвальдсен ловко обыгрывал
контрасты и всегда добивался гармоничной целостности образа. Его резец
передаёт зыбкие состояния перехода от покоя к движению с удивительным
правдоподобием. Такова фигура бога Меркурия (1818 г.), который, усыпив
великана Аргуса игрой на свирели, всё ещё держит её наготове, а свободной
собирается поднять меч, чтобы сразить врага.
В 1819 г. Торвальдсен посетил
Копенгаген, получив заказ на украшение церкви Богоматери (1811 — 1829 гг.),
построенной в неоклассицистическом стиле. Скульптор украсил фронтон главного
входа храма фигурой проповедующего Иоанна Крестителя, паперть — рельефом «Вход
в Иерусалим», интерьер — статуями апостолов, алтарь — колоссальной фигурой
Христа и рельефом «Шествие на Голгофу». Предыдущая Следующая
|