Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

БЕРТЕЛЬ ТОРВАЛЬДСЕН

(1768 или 1770—1844)

Датский скульптор Бертель (Аль­берт) Торвальдсен родился в Ко­пенгагене в семье резчика по дере­ву, исландца по происхождению. С одиннадцати лет он обучался в дат­ской Академии художеств. В 1793 г. молодой скульптор был отмечен Большой золотой медалью, что дало ему право на заграничную стажиров­ку. Однако материальные трудно­сти заставили отложить отъезд.

В 1797 г. Торвальдсен прибыл в Рим. Встреча молодого скульптора с Вечным городом омрачилась тем, что большинство прославленных древностей из римских коллекций были тогда вывезены французами. Однако датский мастер и без класси­ческих образцов сумел почувство­вать величие античной пластики. В этом убеждает статуя Ясона с золо­тым руном (1802—1803 гг.).Чуждый зависти Антонио Канова, увидев эту

Антонио Канова.

Паолина Боргезе-Бонапарт.

1805—1807 гг.

Галерея Боргезе, Рим.

 

 

Антонио Канова.

Геракл и Лихас. 1796 г. Национальная галерея современного искусства, Рим.

*Парис, согласно древне­греческому мифу, должен был разрешить спор трёх богинь — Геры, Афины и Афродиты — о том, кто из них красивее. Яблоко (приз за красоту) Парис отдал Афродите (в древне­римской мифологии Венере).

**Святой Лука, по преда­нию, написал первый порт­рет Богоматери с Младенцем Иисусом Христом; считался покровителем художников.

***Ясон — в древнегрече­ской мифологии предводи­тель воинов, отправившихся на корабле «Арго» за золотым руном в Колхиду (на побережье Чёрного моря).

208

 

 

 

скульптуру, назвал её началом «ново­го, грандиозного стиля».

Первые годы XIX в. стали для Торвальдсена порой творческого рас­цвета; он работал в Риме (в 1808 г. его приняли в Академию Святого Лу­ки) и Неаполе. В 1811 г. по случаю приезда Наполеона он выполнил для Квиринальского дворца в Риме рельеф «Вступление Александра Ма­кедонского в Вавилон». Две много­фигурные процессии — греческое войско и приветствующие его жите­ли — встречаются в центре компо­зиции; между ними находится алле­горическая фигура Мира.

Особенность образов Торвальдсена — их самодостаточность: они словно живут сами по себе, не нуж­даясь в зрителе. Такова «Венера с яб­локом» (1813—1816 гг.). Тихая, цело­мудренная, удивлённо глядящая на доставшийся ей плод, она особенно выигрывает при сравнении с над­менной и холодной Венерой — Паолиной Богезе Кановы.

Композиция «Ганимед, кормящий Зевсова орла» (1817 г.) выполнена с непревзойдённым изяществом и ес­тественностью. Грациозное тело юноши и могучая фигура птицы объединены в симметричную, но свободную группу.

Торвальдсен ловко обыгрывал контрасты и всегда добивался гар­моничной целостности образа. Его резец передаёт зыбкие состояния перехода от покоя к движению с удивительным правдоподобием. Та­кова фигура бога Меркурия (1818 г.), который, усыпив великана Аргуса игрой на свирели, всё ещё держит её наготове, а свободной собирается поднять меч, чтобы сразить врага.

В 1819 г. Торвальдсен посетил Копенгаген, получив заказ на укра­шение церкви Богоматери (1811 — 1829 гг.), построенной в неоклас­сицистическом стиле. Скульптор украсил фронтон главного входа храма фигурой проповедующего Иоанна Крестителя, паперть — рель­ефом «Вход в Иерусалим», интерь­ер — статуями апостолов, алтарь — колоссальной фигурой Христа и рельефом «Шествие на Голгофу».


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz