Предыдущая Следующая
«МАЛОКАРТИНЬЕ»
Первые послевоенные годы
для советского киноискусства были связаны с множеством трудностей. Предстояла
работа по восстановлению нормальной работы киностудий, строительству
кинотеатров, производству кинотехники и киноплёнки. Проблемы постепенно решались.
Проводились эксперименты с новыми возможностями кино: использованием широкого
экрана, созданием панорамных фильмов, опытами в области стереокино. В связи с
этим логично выглядело заложенное в пятилетний план увеличение производства
кинокартин, однако их выпуск сильно сократился.
Режиссёр Леонид Давыдович
Луков (1909—1963) закончил в 1946
г. снимать вторую серию картины «Большая жизнь» —
продолжение полюбившегося зрителям фильма 1940 г. о жизни шахтёров
Донбасса. Но неожиданно для всех на авторов киноленты обрушился град критики,
обвиняющей их в недооценке роли партии, в упаднической меланхолии, принижении
человека труда, недостаточном понимании советской действительности.
Постановление о кино, которое так и называлось: «О кинофильме „Большая
жизнь" (2-я серия)», ударило не только по фильму Л. Лукова, но и по
картинам значительных режиссёров тех лет — Эйзенштейна, Пудовкина, Козинцева и
Трауберга. Снимать кинокартины о современности стало рискованно. Даже обращение
к материалу прошлых лет влекло за собой опасные последствия. Официальная
печать указывала на исторические неточности в ленте «Адмирал Нахимов» (1947 г., режиссёр В.
Пудовкин) и на неверную трактовку образа Ивана Грозного во второй серии фильма
Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1945
г.). Принимая во внимание
столь частые «ошибки»
кинематографистов и учитывая дорогостоящий процесс создания фильмов, руководство
страны решило, что хватит двенадцати кинокартин в год. Зато каждая из них
станет верной в идейном плане и шедевром — в художественном.
Афиша фильма «Иван Грозный».
Кадр из фильма «Иван Грозный».
543
Кадр из фильма Михаила Ромма
«Обыкновенный фашизм». Картина была поставлена в 1966 г., но в ней
использованы сотни тысяч метров архивной плёнки. Авторский текст за кадром
произносит сам режиссёр.
«Холодная война» — военно-политическое
противостояние стран социалистического лагеря и Запада. Длилась с середины
40-х до конца 80-х гг. XX столетия.
Сталин решил
просматривать сценарии лично. Результат такого контроля не заставил себя долго
ждать. В 1946 г.
режиссёр Михаил Эдишерович Чиаурели (1884—1974) поставил фильм «Клятва». Картины
Чиаурели («Падение Берлина», 1950
г.; «Незабываемый 1919-й», 1952 г.) благодаря
торжественному стилю и преувеличению исторической роли Сталина стали эталоном
советского фильма.
Главной темой
кинематографа конца 40-х — начала 50-х гг. стала только что закончившаяся
война. Именно в эти годы появляется жанр «художественно-документального» кино,
призванный показать баталии минувшей войны. Были поставлены три масштабные
картины: «Третий удар» (1948
г., режиссёр И. Савченко), «Сталинградская битва» (1949 г., режиссёр В. Петров)
и «Падение Берлина». Фильмы должны были показывать характеры героев в
экстремальных ситуациях и рассказывать о героизме народа. Предыдущая Следующая
|