Предыдущая Следующая
Кадр
из фильма «Фанфан-тюльпан»
много и продолжает
снимать до сих пор) будут появляться преступления, убийства, совершаемые среди
бела дня, на глазах людей и при их полном равнодушии. Всем всё равно,
человеческая жизнь обесценилась.
Ален Рене (родился в 1922 г.) уже в 50-х гг.
получил известность как создатель короткометражных фильмов «Ван Гог» (1948 г.), «Герника» (1949 г.), «Ночь и туман» (1956 г.; о фашистских
концлагерях). Его первый полнометражный игровой фильм «Хиросима, любовь
моя» (1959 г.)
произвёл большое впечатление.
В картине рассказывается
о любви француженки и японца, семья которого погибла в Хиросиме во
ЖАН МАРЕ
Кумиру
французского экрана Жану Маре (настоящая фамилия Виллен-Маре, 1913—1998) была
суждена долгая жизнь. Он снялся в десятках разнообразных и далеко не
равноценных фильмов. Актёр всегда изображал благородного защитника слабых и
обиженных («Граф Монте-Кристо», 1953
г.; «Капитан Фракасс», 1961 г.; «Парижские тайны», 1962 г., и др.).
Одной
из первых удач Маре был фильм «Рюи Блаз» (1947 г., режиссёр Пьер
Бийон; в советском прокате «Опасное сходство») по мотивам пьесы Виктора Гюго.
Играя героев-двойников, актёр как бы заранее определил два направления в своём
творчестве. Хорошо написали об этом российские киноведы И. Соловьёва и В.
Шитова: «...герой уличных драк на шпагах, с его головокружительными прыжками
откуда-то сверху в центр кипящей свалки, с его издевательской галантностью в
сторону десятка пыхтящих от бешенства противников. И плащ этого дона Сезара,
изорванный великолепный плащ благородного разбойника и нищего гранда, кажется
исколотым в сотнях театральных поединков и перемятым в гардеробах бесчисленных
студий».
Жан
Маре в фильме «Граф Монте-Кристо».
*Термин «игровой фильм» —
примерно то же, что и «художественный фильм», но он более точен: ведь
художественностью могут обладать и документальные фильмы.
525
Жан Люк Годар (справа) на
съёмках фильма «Детектив» (1985 г.).
время взрыва атомной
бомбы. А задолго до этого, во Франции, героиня, будучи юной девушкой, полюбила
немецкого солдата, оккупанта. За это её подвергли оскорблениям и унижениям. Две
любовные истории, два временных плана сопоставлены и переплетены в фильме
Рене. Среди других режиссёров «новой волны» следует назвать Эрика Ромера
(настоящие имя и фамилия Жан Морис Шерер, родился в 1920 г.), Жака Ривета
(родился в 1928 г.),
Клода Шаброля (родился в 1930
г.), Луи Маля (1932—1996), Аньес Варда (родилась в 1928 г.), Жака Деми (1931 —
1990) и др. Каждый из них потом пошёл собственным путём. Молодые мастера
проявили большую чуткость к веяниям времени, соединив в своих работах
документальность и поэтическую образность.
«СИНЕМА-ВЕРИТЕ»
Интересные процессы
происходили в те годы и в документальном кино. Не просто скользить по поверхности
явлений, а проникнуть в их суть — такова была задача. Речь шла не об
экзотических явлениях, а о самых обычных вещах. Например, в фильме «Хроника
одного лета» (1961 г.)
показано, как живут простые парижане и что они думают о своей жизни. Авторами
картины был отвергнут и метод инсценировки, и метод «подсматривания»
скрытой камерой. Съёмки строились как эксперимент, на который его участники шли
со- Предыдущая Следующая
|