|
Долгое
время звучание виолы считалось в музыке образцом изысканности. В семействе виол
выделяются три основных типа. Виола да гамба — большой инструмент, который
исполнитель ставил вертикально и зажимал с боков ногами (итальянское слово gamba означает «колено»). Две другие разновидности — виола да
браччо (от ит. braccio — «предплечье») и виоль д'амур
(фр. viole d'amour — «виола любви») были ориентированы горизонтально, и при
игре их прижимали к плечу. Виола да гамба по диапазону звучания близка к
виолончели, виола да браччо — к скрипке, а виоль д'амур — к альту. Среди
щипковых инструментов Возрождения главное место занимает лютня (польск. lutnia, от араб. «аль-уд» — «дерево»). В Европу она пришла с Ближнего Востока
в конце XIV в., а уже к началу XVI
столетия для этого инструмента существовал огромный репертуар; прежде всего под
аккомпанемент лютни исполняли песни. У лютни короткий корпус; верхняя часть
плоская, а нижняя напоминает полусферу. К широкой шейке приделан гриф,
разделённый ладами, а головка инструмента отогнута назад почти под прямым
углом. При желании можно в облике лютни увидеть сходство с чашей. Двенадцать струн
группируются парами, а звук извлекают как пальцами, так и специальной пластинкой
— медиатором. В XV—XVI столетиях возникли различные виды клавишных. Основные типы таких инструментов — клавесин, клавикорд, чембало, вёрджинел — активно использовались в музыке Возрождения, но их настоящий расцвет наступил позже. лись от латыни и полифонии. Духовная музыка приобрела более открытый, демократичный характер. Одним из ярких представителей этой музыкальной традиции стал Клод Гудимель (между 1514 и 1520—1572) — автор псалмов на библейские тексты и протестантских хоралов. МУЗЫКА НИДЕРЛАНДОВ Нидерланды — историческая область на северо-западе Европы, которая включает территории современных Бельгии, Голландии, Люксембурга и Северо-Восточной Франции. К XV в. Нидерланды достигли высокого экономического и культурного уровня и превратились в процветающую европейскую страну. Именно здесь сложилась нидерландская полифоническая школа — одно из крупнейших явлений музыки Возрождения. Для развития искусства XV столетия важное значение имело общение музыкантов из разных стран, взаимное влияние творческих школ. Нидерландская школа вобрала в себя традиции Италии, Франции, Англии и самих Нидерландов. Основы полифонической традиции в нидерландской музыке заложил Гийом Дюфаи (около 1400— 1474). Он родился в городе Камбре во Фландрии (провинция на юге Нидерландов) и уже с малых лет пел в церковном хоре. Параллельно будущий музыкант брал частные уроки 31 Концерт на ступенях храма.
Фрагмент книжной миниатюры. Нидерланды. композиции. В юношеском
возрасте Дюфаи уехал в Италию, где и написал первые сочинения — баллады и
мотеты. В 1428—1437 гг. он служил певцом в папской капелле в Риме; в эти же
годы путешествовал по Италии и Франции. В |