|
В области инструментальной музыки во Франции основные достижения связаны с клавиром. Клавирная музыка представлена двумя жанрами. Один из них — пъесы-миниатюры, простые, изящные, утончённые. В них важны мелкие детали, попытки изобразить звуками пейзаж или сценку. Французские клавесинисты создали особую мелодику, полную изысканных украшений — мелизмов (от греч. «ме'лос» — «песнь», «мелодия»), представляющих собой «кружево» коротких звуков, которые могут даже сложиться в крошечную мелодию. Существовало множество разновидностей мелизмов; они обозначались в нотном тексте специальными знаками. Поскольку звук у клавесина не тянется, мелизмы часто необходимы для того, чтобы создать непрерывно звучащую мелодию или фразу. Другой жанр французской клавирной музыки — сюита (от фр. suite — «ряд», «последовательность»). Такое произведение состояло из нескольких частей — танцевальных пьес, контрастных по характеру; они следовали друг за другом. Для каждой сюиты были обязательны четыре основных танца: аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Сюиту можно назвать международным жанром, так как она включала в себя танцы разных национальных культур. Аллеманда (от фр. allemande — «немецкая»), например, немецкого происхождения, куранта (от фр. courante — «бегущая») — итальянского, родина сарабанды (исп. zarabanda) — Испания, жиги (англ. jig) — Англия. Каждый из танцев имел свой характер, размер, ритм, темп. Постепенно помимо данных танцев в сюиту стали включать и другие номера — менуэт, гавот и др. Зрелое воплощение жанр сюиты нашёл в творчестве Генделя и Баха. Крупнейший
представитель французской клавесинной школы — Франсуа Куперен (1668—1733),
которого современники называли «великим Купереном». В его пьесах, изданных в
1713—1730 гг., поэтично передан мир природы («Тростники», «Жнецы»), тонкие
душевные переживания («Любимая»). Франсуа
Куперен. МУЗЫКА АНГЛИИ XVII век стал для Англии временем важных
общественно-политических перемен. Буржуазная революция и Молодая женщина играет на вёрджинеле. Художник Я. Вермер. Около *Клавир — клавишный инструмент. Имел разновидности — клавикорд и клавесин, которые различались по способу извлечения звука. На клавесине — с помощью щипка струны пёрышком, на клавикорде — ударом металлической пластинки. В отличие от фортепиано звук на этих инструментах нельзя было продлить — он тут же затухал. Благодаря этому стиль игры отличался лёгкостью, изяществом. 45 МАСКИ В
XVI—XVII столетиях в Англии при
королевском дворе и в домах аристократов устраивались музыкальные
представления, получившие название «маски». Они давались, несмотря на запрет,
даже в период пуританского правления. В таком спектакле не было сюжета. Перед
зрителем разворачивалось пышное комедийное костюмированное действо. Пёстрой
чередой сменяли друг друга сцены и номера: маскарадные шествия, драматические
диалоги, сольные и хоровые песни, танцы. Со временем возросла роль
повествования, появился незатейливый сюжет (обычно мифологический), к которому
придворные композиторы сочиняли музыку. |