|
Помимо
обычной флейты у греков пользовалась популярностью многоствольная, т. е.
состоящая из нескольких трубок разной длины. Этот инструмент известен многим
народам, в частности с древнейших времён китайцам. В Греции такую флейту
называли «флейта Пана», или «сиринга». Согласно мифу, создал её Пан — божество
стад, лесов и полей. Он влюбился в лесную нимфу Сирингу, но внушил красавице
только ужас. Чтобы спастись, она бросилась к реке, и речные нимфы превратили её
в тростник. В тоске по Сиринге Пан срезал тростник и сделал из него флейту.
Новый инструмент он назвал именем своей возлюбленной — сиринга. Для
современного человека звуки флейты Пана просты и незатейливы, но древние греки
чувствовали в них глубоко скрытую страсть, внутреннюю драму, которую и передали
в сказании. Звучал
в Древней Греции и авлос — духовой инструмент, звук из которого извлекался
через специальную пластинку-язычок, вставленную в отверстие. Исполнитель,
надавливая на язычок губами, регулировал громкость и даже менял тембр звука.
Греческий авлос можно считать прототипом европейских язычковых духовых — гобоя,
кларнета и др. Как правило, музыкант играл сразу на двух авлосах и получал тем
самым возможность исполнять двухголосную музыку. В росписях на древнегреческих
сосудах музыканты с авлосами обычно изображались в сиенах пиров и различных
увеселений: вероятно, считалось, что яркое, даже резковатое звучание
инструмента разжигает темперамент и чувственность. Этим же целям служили и
ударные — бубен, кимвалы (металлические тарелки), систр и специальный
инструмент для танцев, похожий на испанские кастаньеты. В изображениях
ритуальных действ в честь бога виноградарства и виноделия Диониса ударные
инструменты часто держали нимфы — спутницы Диониса. Римляне использовали все древнегреческие инструменты, однако изобрели и собственные — металлические духовые, придававшие особую торжественность триумфальным шествиям и парадным церемониям. Это туба (прямая труба), букцина (инструмент в форме рога) и литуус (труба с цилиндрическим стволом и изогнутым раструбом). 17 Так были созданы трактаты «Элементы гармоники» Аристоксена и «Гармоника» Птолемея (оба II в. до н.э.), «О мусическом искусстве» Аристида Квинтилиана (II или III в. н.э.) и др. Под воздействием древнегреческой культуры развивалась музыка Древнего Рима. Римская религиозная музыка включала напевы салиев, «арвальских братьев» (коллегий жрецов). На праздниках, посвящённых сбору урожая, жрецы в шлемах, с копьями и мечами в руках, танцевали под звуки труб и пение. Поэтические произведения исполняли под аккомпанемент струнных инструментов; не случайно древнеримский поэт Гораций называл свои оды «словами, которые должны звучать со струнами». В театре же самым распространённым жанром была пантомима, исполнявшаяся танцором-солистом под звуки оркестра и пение хора. Римляне устраивали и музыкальные соревнования — так называемые капитолийские состязания. В Римской империи увлечение музыкой было всеобщим. Например, император Нерон, стремившийся прослыть великим певцом и актёром, участвовал в музыкальных состязаниях и требовал, чтобы ему присуждали главные призы. Профессия учителя музыки пользовалась уважением и почётом. |