|
К тому времени Глюк был автором известных опер, имел опыт работы в театре, глубоко знал итальянскую, французскую и немецкую оперные традиции. Постепенно композитор пришёл к мысли, что оперу необходимо изменить. Первыми операми,
созданными по новым правилам, стали «Орфей и Эвридика» (17б2 г.), «Альцеста» ( Для опер Глюк выбирал, как правило, античные сюжеты, в которых воспевался подвиг во имя любви и исполнения долга. Действующими лицами его произведений являлись обобщённые символические фигуры, олицетворявшие нравственные понятия — любовь, верность, самоотверженность и т. д. В драматургии опер ясно выражена связь с традициями античного театра — количество персонажей минимально, происходящее комментирует хор. Основное внимание композитор уделял слову. Он стремился к тому, чтобы музыка точно выражала дух и настроение поэтического текста. Важную роль в операх Глюка играют речитативы; они всегда звучат под аккомпанемент оркестра (в отличие от секко — речитативов оперы-сериа, которые сопровождались клавесином). Главная мелодическая линия проводится в ариях; композитор отказался от виртуозных приёмов и украшений, отвлекавших слушателей от содержания текста. Возросла роль оркестра — уже в увертюре были обозначены основные идеи. Произведения композитора
получили признание в Вене, но полное понимание мастер надеялся найти в столице
Франции, и в Оперы Глюка, имевшие в
Париже большой успех, вызвали, тем не менее, ожесточённые споры. Общество
разделилось на сторонников Глюка и его яростных противников. Композитора
поддержали писатели и философы Дени Дидро, Жан Жак Руссо. Однако многие
выступили против новшеств — они отстаивали традиционные принципы французской
оперы в духе Люлли и Рамо и итальянской оперы-сериа. Противники Глюка даже
вызвали в Париж в Эскиз декораций к опере «Орфей и
Эвридика». Художник
В. Д. Поленов. 55 и добились постановки его опер. Разгорелась так называемая «война глюкистов и пиччиннистов», вызвавшая много споров в парижском обществе. В произведениях Глюка привлекали ясность драматургического развития, цельность образов, классическая строгость и выразительность музыки, естественность и красота мелодий, благородство чувств героев. |