|
По инициативе Ференца
Листа в Будапеште в Музыкальное утро в доме Ференца
Листа в Веймаре. *Рапсодия — виртуозное произведение в свободной форме, имеющее яркую национальную окраску; может быть основано или на подлинных народных темах, или на их имитации (как у Листа). 89 СИМФОНИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ ЛИСТА Ференц
Лист создал жанр симфонической поэмы. В основе произведений такого рода
лежат два принципа — программность и монотематизм. Принцип монотематизма (от
греч. «мо'нос» — «один», «единственный» и «тема») заключается в том, что
композитор на основе одной ведущей темы выстраивает всё произведение. Тема
непрерывно изменяется (для этого Лист использовал многочисленные технические
приёмы, которыми владел в совершенстве) и в результате часто обретает характер,
прямо противоположный изначальному. Одна
из наиболее известных симфонических поэм — «Прелюды» ( СТИЛЬ ВЕРБУНКОШ И ФEPEHЦ ЭРКЕЛЬ С
эпохи позднего Средневековья в венгерском фольклоре известны песни куруцев (венг.
kurucok, от лат. crux —
«крест»). Куруцами начиная с XVI в. называли
повстанцев, сражавшихся за свободу Венгрии. На основе этих песен в период
революции 1848—1849 гг. в венгерской народной музыке сформировался стиль вербункош
(венг. verbunkos, от нем. Werbung —
«вербовка»). Существенное влияние на него оказали румынский, славянский,
арабский фольклор, традиции цыганского скрипичного исполнительства. Сочинения,
созданные в этом стиле, отличает драматическая напряжённость, импровизационный
характер и ритмическая свобода. Известный венгерский народный танец чардаш —
типичное порождение вербункоша. Стиль
вербункош стал основой творчества венгерского композитора, дирижёра и пианиста,
основоположника национальной оперы Ференца Эркеля (1810—1893). Из восьми опер
Эркеля наибольшей известностью пользуется «Банк бан» ( Музыкальная академия, первым президентом и профессором которой он стал. Композитор способствовал становлению чешской, норвежской, испанской и русской музыкальных школ, поддерживал Бедржиха Сметану, Эдварда Грига, Исаака Альбениса и др. Лист высоко ценил произведения русских мастеров (с членами кружка «Могучая кучка» венгерского композитора связывали дружеские отношения) и пропагандировал их творчество. |