|
ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ И ИТАЛЬЯНСКАЯ ОПЕРА XIX ВЕКА В первой половине XIX в. под влиянием романтизма традиционные жанры итальянской оперы, сложившиеся на рубеже XVII—XVIII столетий, изменились. Опера-сериа превратилась из «концерта в костюмах» в повествование о любви; при этом сохранилась важная особенность жанра — виртуозность вокальных партий. В лучших произведениях
Винченцо Беллини (1801 — 1835) — «Норма», «Сомнамбула» (оба По сравнению с эмоционально глубокой музыкой Беллини произведения Гаэтано Доницетти (1797—1848) менее серьёзны, в них больше внешних эффектов, но мелодии красивы, выразительны, легко запоминаются. Титульный лист сборника немецких
народных песен в обработке Иоганнеса Брамса. Лейпциг. XIX в. Винченцо Беллини. 93 Гаэтано Доницетти. Джузеппе Верди. Автор прекрасно знает
законы жанра. В одной из самых интересных опер композитора — «Лючия ди
Лам-мермур» ( Творчество Беллини, Доницетти и Россини завершает период, когда в итальянской опере господствовал стиль бельканто. Красота голоса, техническая виртуозность считались самостоятельными ценностями; сюжет произведения автор часто подчинял личности артиста и его вокальным возможностям. С середины XIX в. более значимым стало действие, психологическая убедительность. Голос певца начал восприниматься как средство, раскрывающее внутренний мир героя, а виртуозность перестала быть самоцелью. Новый для Италии вид оперы создал Джузеппе Верди (1813—1901). В своём творчестве он обратился к реализму, и его лучшие произведения можно назвать реалистической музыкальной драмой, сохранившей вместе с тем черты романтизма (это своего рода романтический реализм). Сложные психологические ситуации в них показаны многосторонне и правдиво, переданы сокровенные движения души героев. Однако глубина замысла никогда не мешала композитору дать исполнителю возможность эффектно показать техническое мастерство, взять «коронные» верхние ноты, красиво выглядеть на сцене. Оперы Верди обладают удивительным свойством: с одинаковой силой они захватывают как знатока, так и человека, далёкого от музыки; оригинальность музыкального содержания соединяется с благородной простотой и доступностью. |