|
Труба
состоит из дважды свёрнутого в форме вытянутого овала металлического ствола,
заканчивающегося раструбом. Звук извлекают с помощью вентилей — рычагов,
понижающих звук. При нажатии на вентиль соединяются столбы воздуха, находящиеся
в разных участках трубы. В современном оркестре используют разные трубы —
басовые, альтовые, сопрановые и др. Обычно труба издаёт высокий и сильный звук,
а чтобы получить приглушённый, применяют сурдину (втулку, вставляемую в
раструб). К
семейству труб относится тромбон; он появился в результате изменения
конструкции трубы. Первые упоминания об этом инструменте встречаются уже в
трактатах XV в. К XVIII столетию
сложились его устойчивые разновидности — альтовый, теноровый и басовый. С
изобретением вентильного механизма появились новые приёмы игры — трели, пассажи
и др. Тромбон состоит из изогнутой раздвигающейся трубки, которая с одной 100 стороны
заканчивается раструбом. Высота звучания регулируется кулисой — подвижной
частью тромбона. Выглядит кулиса как узкая трубка, согнутая в виде параболы.
Она выполняет те же функции, что и вентили, — увеличивает длину воздушного
столба и понижает звук. Инструмент имеет сильный, пронзительный, мощный звук и
широкий диапазон. Композиторы используют тромбон при создании церковной музыки,
а также в симфониях и операх. В
XIX столетии в Германии была сконструирована туба (от лат.
tuba — «труба») — духовой медный инструмент, звучащий в низком
регистре. Он представляет собой свёрнутую в не- сколько
раз трубку, которая с одной стороны заканчивается большим широким раструбом.
Туба имеет вентильный механизм, с помощью которого извлекают звуки разной
высоты. Наиболее распространены басовая и контрабасовая тубы. Звук у
инструмента широкий и сильный, и применяют тубу обычно в музыке скорбного
характера. 101 определённая доля поверхностной развлекательности, которая присутствует даже в его лучших операх. Влияние жанра «большой оперы» чувствуется в отдельных произведениях композиторов других национальных школ: в опере Джоаккино Россини «Вильгельм Телль», опере Винченцо Беллини «Пуритане», раннем сочинении Рихарда Вагнера «Риенци». Мефистофель. Маргарита. Эскизы
костюмов к опере «Фауст». Художник В. Д. Поленов. ШАРЛЬ ГУНО, ЖЮЛЬ МАССНЕ И ЛИРИЧЕСКАЯ ОПЕРА К началу второй половины XIX в. произведения, написанные в жанре «большой оперы», утратили ведущее положение на сцене французских театров. Публике стал интересен внутренний мир обычного человека, а не преувеличенно романтические переживания исключительной личности. В музыке усилилось влияние реализма. На смену драматическому пафосу и героической позе пришли простота и искренность. Композиторы стремились выразить в своих произведениях чувства, которые в течение жизни испытывает почти каждый человек, — радость и печаль, любовь и ревность и т. п. Во французском оперном
искусстве во второй половине XIX
столетия сформировался новый жанр — лирическая опера. Его основоположник
— композитор Шарль Гуно (1818—1893). Он учился в Парижской консерватории, в |