|
Симфония
ре минор ( В
творческом наследии Франка немало фортепианных пьес. Большую популярность
получил цикл «Прелюдия, хорал и фуга» ( Сезар Франк. 103 Жорж Бизе. ЖОРЖ БИЗЕ (1838—1875) Вершина французского
оперного искусства XIX
в. — творчество Жоржа Бизе. Он окончил Парижскую консерваторию в девятнадцать
лет и был удостоен Большой Римской премии за кантату «Кловис и Клотильда». В
Италии Бизе пробыл три года; здесь он написал две оперы, кантату и несколько
симфонических пьес. Вернувшись в Париж, композитор сосредоточил внимание на
музыкальном театре. Первым значительным произведением Бизе стала лирическая
опера «Искатели жемчуга» ( Пьеса Доде рассказывает о роковой любви деревенского юноши Фредери к красавице из города Арль (отсюда название: арлезианка — жительница Арля). Развязка истории трагична: узнав, что возлюбленная неверна, Фредери кончает жизнь самоубийством. Музыка, написанная к спектаклю, очень выразительна. Тема трагической любви противопоставляется картинам народного быта и колоритной южной природе. В заключительном танце (фарандола) соединились оба настроения — радость жизни и предчувствие смерти. Две оркестровые сюиты из музыки к пьесе часто исполняют на концертах. Первую составил сам Бизе, вторую (уже после смерти композитора) — его друг, французский композитор Эрнест Гиро (1837—1892). «Кармен» — уникальное явление в истории оперного искусства. Бизе удалось создать реалистическую психологическую драму и сохранить при этом основные черты французской национальной оперы, прежде всего яркую зрелищность действия. Опера написана по одноимённой новелле Проспера Мериме. Однако композитор в значительной степени отошёл от литературного источника. Хозе из романтичного разбойника превратился в наивного деревенского юношу, а Кармен из плутоватой и нечистой на руку красотки — в зрелую и очень непростую женщину. Образы героев в опере сложны, и такая неоднозначность порождает иногда взаимоисключающие толкования характеров. В Хозе, например, можно увидеть и «собственника», и жертву эгоистичной страсти Кармен. Композитор поставил важную психологическую проблему: два человека любят друг друга и каждый пытается заставить другого жить по собственным нравственным законам. Но Кармен не может дать радости прочных любовных отношений, а Хозе никогда не стать «лихим парнем», свободным от условностей общества. Острота конфликта подчёркивается противопоставлением образов: Хозе — тореадор Эскамильо, Кармен — Микаэла (невеста героя). |