Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Именно Лист пробудил интерес музыканта к испанскому фольклору. Важной для формирования творческих принципов Альбениса оказалась и его встреча с Фелипе Педрелем (1841 — 1922) — композитором, музыковедом и фольклористом. В статье-манифесте «За нашу музыку» (1891 г.) Педрель призывал соотечественников-музыкантов изучать народное искусство и в своём творчестве опираться на него. В пример он приводил композиторов России.

Основную часть творческого наследия Альбениса составляет фортепианная музыка. В циклах пьес «Испанская сюита» (1886 г.), «Испанские напевы» (1898 г.), «Иберия» (1906—1907 гг.) перед слушателями предстают картины жизни народа, испанской природы. Отдельные пьесы имеют названия испанских городов

Исаак Альбенис.

*Иберия — древнее название Испании.

111

 

 

и провинций или танцев: «Кордова», «Гранада», «Севилья», «Малага», «Наварра» или «Сегидилья», «Малагенья» и т. д.

В пьесах широко использованы элементы народной музыки Андалусии — области на юге Испании. Стиль песен и танцев Андалусии — фламенко — чувствуется в прихотливом проведении мелодии, богатстве ритмического рисунка; фортепиано передаёт даже особенности звучания шестиструнной гитары.

Музыка Альбениса — настоящее романтическое искусство, яркое и страстное. Композитор сумел создать образ страны, изобразить в звуках «танцующую душу Испании».

ЖАК ОФФЕНБАХ, ИОГАНН ШТРАУС И ЛЁГКАЯ МУЗЫКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Для музыкальной жизни Франции второй половины XIX в. характерно обращение к лёгким жанрам театрального искусства, в частности к оперетте. Создателем французской оперетты считают Жака Оффенбаха (настоящие имя и фамилия Якоб Эбершт, 1819—1880). Он родился в Кёльне (Германия) в семье учителя музыки. К шести годам мальчик уже неплохо играл на скрипке, позже научился играть и на виолончели. В 1833 г. семья переехала во Францию, и Оффенбах поступил в Парижскую консерваторию.

В 1850 г. Жак Оффенбах получил место дирижёра в парижском театре «Комеди Франсез», а в 1855 г. открыл собственный театр под названием «Буфф-Паризьен». Композиторское творчество Оффенбаха развивалось в сфере оперетты, пантомимы, сатирических сценок, пародии. Славу ему принесли оперетты «Орфей в аду» (1858 г.), «Прекрасная Елена» (1864 г.), «Парижская жизнь» (1866 г.), «Перикола» (1868 г.) и др. В последний период творчества Оффенбах создал оперу «Сказки Гофмана» (1880 г.), проникнутую лиризмом и романтичностью.

Для своих произведений композитор обычно выбирал политически злободневный сюжет, а в музыке опирался на песенно-танцевальные жанры, родившиеся в ночных кафе, — куплеты и канкан. Куплеты — разновидность песни; исполнялись обычно в быстром темпе, речитативом. Канкан — быстрый и эротичный танец; он, как правило, был

Эскизы костюмов к оперетте «Прекрасная Елена». Постановка Свободного театра, Москва. 1913 г.

Жак Оффенбах.

112

 

 

 

кульминацией представления. Большое внимание в опереттах уделялось тексту: он должен был быть остроумным, насыщенным каламбурами, яркими эпитетами и т. д. К артистам предъявлялись высокие требования: хороший голос, актёрское мастерство и обязательно прекрасная дикция.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz