|
За «Псковитянкой»
последовали другие оперы — «Майская ночь» ( Николай Андреевич
Римский-Корсаков. 129 Эскиз афиши к опере «Снегурочка».
Художник К. А. Коровин. Мир сказаний и былин всё
больше привлекал композитора. В опере-былине «Садко» ( Римский-Корсаков
обращался и к внутреннему миру человека. Камерная опера «Моцарт и Сальери» ( В опере «Сказка о царе
Салтане» ( Шамаханская царица. Эскиз костюма
к опере «Золотой петушок». Художница Н.С. Гончарова. Эскиз декораций к опере «Садко».
Художник К.А. Коровин. 130 Свою последнюю
оперу-сказку «Золотой петушок» ( Мелодии вокальных партий и хоровых эпизодов в операх Римского-Корсакова основаны на интонациях русской народной песни. Важнейшую роль играет симфонический оркестр, с помощью которого композитор рисует картины природы, народного быта, сказочные образы. Нередко оркестровая музыка имеет самостоятельное значение, например симфонические картины моря и подводного царства в «Садко», пьеса «Три чуда» в «Сказке о царе Салтане» или батальная сцена «Сеча при Керженце» в «Сказании о невидимом граде Китеже...». Симфоническое творчество
Римского-Корсакова не так значительно по объёму, как оперное, но не менее
ценно. К лучшим произведениям относятся «Испанское каприччио» ( Н. А. Римский-Корсаков — выдающийся мастер романса. Он создал около восьмидесяти романсов для Гвидон. Эскиз костюма к опере
«Сказка о царе Салтане». Постановка Оперного театра Зимина, Москва. АНТОН И НИКОЛАЙ РУБИНШТЕЙНЫ В
развитии музыкальной культуры России XIX в. братья Антон
и Николай Рубинштейны занимают особое место. Их исполнительская и
педагогическая деятельность способствовала тому, что в русской культуре
утвердились европейские традиции концертной жизни и музыкального образования.
Антон Григорьевич Рубинштейн (1829—1894) начинал свою творческую жизнь как
блестящий пианист-виртуоз (выступал с концертами с десяти лет). |