Предыдущая Главная
Венгерский
композитор и дирижёр Ференц (Франц) Легар (1870—1948) написал более тридцати
оперетт. Они быстро завоевали признание зрителей. Особенно счастливо сложилась
театральная судьба оперетты «Весёлая вдова» (1905 г.): только в столице
Австрии она была поставлена более пятисот раз, с триумфом обошла сцены мира. В
произведении показана весё-
Франц
Легар.
Эскиз
декораций к оперетте «Весёлая вдова». Постановка Городского театра, Дармштадт. 1962 г.
лая
и «красивая» жизнь, к которой стремятся персонажи, несмотря на все жизненные
неудачи и потери. Славу композитора закрепили оперетты «Граф Люксембурге (1909 г.) и «Цыганская
любовь» (1910 г.).
Легар любил сочетать в своих сочинениях мотивы австрийских, венгерских,
румынских и славянских песен и танцев. Это придало его произведениям ту силу
очарования, которая и способствовала успеху.
В
10-х гг. XX столетия в Вене зазвучали оперетты ещё одного
венгерского композитора — Имре (Эммериха) Кальмана (1882—1953). Получив
образование в Музыкальной академии имени Ференца Листа (в Будапеште), он в 1911 г. приехал в Вену.
Здесь композитор обрёл вторую родину. Известность Кальману принесли уже первые
сочинения — «Солдат в отпуске» (или «Хороший товарищ», 1910 г.), «Цыган-премьер» и
«Маленький король»
(оба
1912 г.).
Вершина его творчества — оперетта «Королева чардаша» (1915 г.), известная также
под названием «Сильва». Произведению присуши все отличительные черты жанра:
пикантные сюжетные ситуации, развитая (почти оперная) музыкальная драматургия и
эффектная, блестящая оркестровка. Всё это соединяется в «Сильве» с яркими и
легко запоминающимися танцевальными мелодиями, весёлыми и непосредственными,
близкими к венгерской народной музыке. Впоследствии появились «Баядера» (1921 г.), «Графиня Марица» (1924 г.), «Принцесса цирка»
и «Фиалка Монмартра» (обе 1930
г.).
Вена
долгое время оставалась одной из столиц лёгкой музыки. В этом городе сложились
традиции жанра оперетты, и по сей день привлекающей слушателей мелодическим
очарованием и непосредственностью.
149
ЯН СИБЕЛИУС (1865—1957)
Финский
композитор Ян Сибелиус — яркий и самобытный мастер позднего романтизма. Он
родился в городе Хяменлинна (близ Хельсинки), музыке учился на родине, в
Берлине и Вене.
Европейскую
известность Сибелиусу принесли симфонии и программные симфонические поэмы, в
которых он обращался к фольклорным образам. Самые известные поэмы —
«Туонельский лебедь» (1893 г.;
на сюжет карело-финского эпоса «Калевала», рассказывающего о подвигах и
приключениях героев сказочной страны Калева) и «Финляндия» (1899 г.).
В
творческом наследии Сибелиуса есть произведения для скрипки, фортепиано, опера
(«Лева в башне», 1896 г.),
песни и т. д. Интересен концерт для скрипки с оркестром (1903 г.). В сочинении
проявилась важная особенность дарования композитора: строгость и сдержанность
сочетаются с эмоциональностью. Автор блестяще знает возможности скрипки:
солирующая партия глубока по содержанию и в то же время виртуозна и эффектна. Много
внимания Ян Сибелиус уделял работе над театральными постановками. В 1903 г. он написал музыку
для пьесы финского драматурга Арвида Ярнефельта «Смерть». Особую известность
получил один из фрагментов — «Грустный вальс». Перед слушателем словно проходит
вся человеческая жизнь.
Ян
Сибелиус.
Тоски; перед силой её
характера остальные персонажи «меркнут». Музыка, яркая и мелодичная, в
сочетании с блестяще выстроенным действием держит слушателя в постоянном
напряжении.
В опере «Мадам
Баттерфляй» (другое название — «Чио-Чио-Сан»,
1903 г.) также наиболее
интересна партия главной героини. В финальном предсмертном монологе Чио-Чио-Сан
раскрывается с неожиданной стороны — в нежном и хрупком существе вдруг
просыпается настоящая страсть. Для создания образа её возлюбленного, американца
Пинкертона, Пуччини ввёл гимн Соединённых Штатов. Чтобы передать национальный
колорит, композитор использовал японские народные мелодии, необычные
гармонические обороты и тембры. Интересны партия служанки — Сузуки, хор её
подруг, «кукольное» шествие родственников Чио-Чио-Сан.
Последние произведения
Пуччини создал после Первой мировой войны. Это цикл из трёх миниатюрных опер
(«Плащ», «Сестра Анджелика», «Джанни Скикки», все 1918 г.) и опера-сказка
«Турандот» по одноимённой пьесе итальянского драматурга Карло Гоцци. В
«Турандот» композитор использовал старинные лады и необычные сочетания
инструментов. В сочинении много масштабных хоровых номеров, что сближает его с
итальянской оперой-сериа. Завершить «Турандот» автор не успел; оперу закончил
композитор Франко Альфано (1876—1954).
Сцена из оперы «Турандот».
Театр Ла Скала, Милан.
150
Предыдущая Главная
|