|
По окончании пансиона ( Михаил Иванович Глинка. 116 Он принимал участие в популярных тогда любительских концертах и вечерах как пианист и певец (по свидетельству современников, Глинка обладал прекрасным баритоном), а как композитор пробовал свои силы в романсах и камерно-инструментальных сочинениях. В В Композиторское мастерство Глинки ярче всего проявилось в двух операх — «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Он создал образцы национальной русской оперы — героико-эпическую оперу и оперу-сказку. Последующее развитие этих жанров связано с теми принципами, которые заложил Глинка. Опера «Жизнь за царя» (в
СССР в 30—80-х гг. было принято название «Иван Сусанин»; подвиг Ивана Сусанина — предложил Глинке поэт Василий Андреевич Жуковский. «Жизнь за царя» — первая русская опера без разговорных диалогов; она основана на непрерывном музыкальном развитии. Музыкальную ткань сочинения пронизывают хоровые сцены. В частности, они открывают (хор «Родина моя») и завершают произведение (заключительный ликующий победный хор «Славься»). В центре оперы — образ русского крестьянина Ивана Сусанина. Композитор подчёркивает нравственную силу героя. Для его музыкальной Гостиная дома М.И. Глинки в селе Новоспасское. XIX в. Афиша оперы «Жизнь за царя».
Нижний Новгород. 117 Красная площадь. Эскиз декораций
к опере «Жизнь за царя». Постановка Мариинского театра, Санкт-Петербург. характеристики использованы интонации народных мелодий. Антонида, дочь Сусанина, — светлый и поэтичный («нежнограциозный», по определению самого Глинки) образ русской девушки. Собинин, жених Антониды, — ополченец, удалой, бесстрашный человек. Ваня, приёмный сын Сусанина, — «простосердечный», по словам Глинки, мальчик тринадцати лет. Образы молодых членов семьи Сусанина — Вани, Антониды, Собинина нарисованы в традициях и интонациях бытовой песни-романса. |