|
К лучшим произведениям
Даргомыжского относится опера «Русалка» ( Л.В. Собинов в роли Князя в опере
«Русалка». Большой театр, Москва. 120 По жанру «Русалка» — лирико-психологическая бытовая драма. В центре оперы — трагическая судьба крестьянской девушки Наташи и её отца (мельника), обманутых Князем. Автор с любовью рисует портреты главных героев. Музыкальный образ Наташи окрашен в лирические тона; вокальная партия построена на мягких, распевных интонациях, напоминающих городскую бытовую песню. Перед зрителем предстаёт искренняя, любящая девушка. После измены Князя она с горя бросается в реку, и во второй половине действия это уже другая Наташа — Русалка, царица Днепра, которая мстит своему обидчику. Партия отца героини, добродушного старика, не лишённого чувства юмора, основана на народно-бытовых интонациях. Потеряв дочь, он сходит с ума, и те же самые интонации, но уже в изменённом виде звучат жутковато. Особенно интересны два дуэта: Наташи и Князя (первое действие) и Князя с мельником, потерявшим рассудок (второе). Музыка точно и тонко передаёт психологические нюансы, например показную нежность Князя к Наташе или внезапные проблески сознания у мельника. Драматическую линию сопровождают хоровые сцены. Первое действие, например, включает цикл из трёх песен, которые поют крестьяне, — лирической протяжной «Ах, ты, сердце», более подвижной «Заплетися, плетень» и плясовой «Как на горе мы пиво варили». В 60-х гг. Даргомыжский получил широкое общественное признание. С большим успехом прошли премьеры его опер, композитор был избран членом комитета Петербургского отделения Русского музыкального общества. Последнее сочинение Даргомыжского, которое он не успел завершить, — «Каменный гость» (1866—1869 гг.). Композитор вновь обратился к творчеству великого русского поэта: опера написана на полный драматический текст пьесы А. С. Пушкина. Даргомыжский создал в этом произведении выразительный декламационный стиль — каждое слово отражено в музыке. В опере почти нет замкнутых номеров — получилось цельное музыкально-драматическое действие. Необычность сочинения вызвала горячие споры в обществе. «Каменный гость» — экспериментальная опера, которая открыла новые пути в развитии жанра. Русалка. Эскиз костюма к опере
«Русалка». Художник К. А. Коровин. Париж. Эскиз декораций к опере
«Русалка». 121 Милий Алексеевич Балакирев. МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БАЛАКИРЕВ (1836 или 1837—1910) В развитии отечественного музыкального искусства XIX столетия особую роль сыграл Милий Алексеевич Балакирев. Он был основателем и руководителем творческого содружества русских композиторов, которое вошло в историю музыки как Балакиревский кружок, или «Могучая кучка». Родился М.А. Балакирев в
Нижнем Новгороде в обедневшей дворянской семье. На музыкальные способности
мальчика обратил внимание Александр Дмитриевич Улыбышев (1794—1858), публицист
и покровитель искусств, автор обширного исследования о Вольфганге Амадее
Моцарте — первого в России капитального труда о жизни венского композитора.
Юный Балакирев стал учеником Улыбышева, но в профессионального музыканта
превратился благодаря упорному самообразованию. Два года Балакирев был
студентом математического факультета Казанского университета, однако не окончил
его — он решил посвятить себя музыке и в |