Предыдущая Следующая
Своим
творчеством Пауль Хиндемит стремился изменить нравственную жизнь человека.
Композитор говорил просто и строго: «Есть две вещи, к которым следует
стремиться, — профессионально честная музыка и чистая совесть. И о том и о
другом я уже позаботился».
Эскиз
декораций к опере «Гармония мира». Мюнхен. 1957 г.
КОМПОЗИТОРЫ «ШЕСТЁРКИ»
Облик
музыкальной культуры Франции XX
в. определило содружество французских композиторов (1917— 1922 гг.), которое
музыкальный критик Анри Колле назвал «Шестёркой». В содружество вошли Артюр
168
«Шестёрка».
Рисунок Жана Кокто.
Онеггер,
Дариус Мийо, Франсис Пуленк, Луи Дюрей (1888—1979), Жермен Тайфер (1892—1983) и
Жорж Орик (1899—1983). Композиторов сблизило отрицательное отношение к
традициям позднего романтизма и импрессионизма, сделавших, по их мнению,
французскую музыку излишне утончённой. Образы для собственных произведений
члены «Шестёрки» искали в звуковом мире современного города, в новых формах
музыки. Этим формам они придавали особое значение и включали в классические по
жанру произведения элементы джаза, музыки кабаре и мюзик-холла.
Взгляды
участников «Шестёрки» сформировались под влиянием старшего современника —
композитора и критика Эрика Сати (1866—1925). Он получил строгое академическое
образование, но в 1917 г.
опубликовал памфлет «Петух и Арлекин», в котором резко критиковал классические
традиции. Музыка, считал Сати, должна быть основана не на сложной системе
гармоний, а на мелодиях — простых и коротких, уходящих корнями в бытовую музыку
или интонации человеческой речи. Композитор не должен бояться быть резким, даже
грубым, поскольку окружающая жизнь также не отличается изяществом. Самым
известным сочинением Сати стал балет «Парад» (1917 г.), в котором кроме
элементов «лёгких» жанров использовались и немузыкальные средства — вой
автомобильной сирены, стук пишущей машинки и т. п. Костюмы и декорации к балету
создал французский художник Пабло Пикассо, а сценарий — французский поэт,
драматург и критик Жан Кокто.
После 1922 г. «Шестёрка» как
художественное объединение распалась, и творческие судьбы композиторов
сложились по-разному. Крупными мастерами стали Артюр Онеггер, Дариус Мийо и
Франсис Пуленк.
Выходец
из семьи швейцарского происхождения, Артюр Онеггер (1892—1955) получил
образование в консерваториях Цюриха и Парижа. Известное сочинение Онеггера 20-х
гг. — оркестровая пьеса «Пасифик-231» (1923 г.). «Пасифик-231» — марка самого мощного
на тот период локомотива (развивал скорость до 120 км/ч). Виртуозно
использовав краски симфонического оркестра, композитор изобразил движение
паровоза: вот машина трогается с места, постепенно набирает скорость и в конце
пьесы прибывает на станцию. Ощущение движения создаётся за счёт того, что в
середине пьесы короткие мелодии дробятся на ещё более мелкие, а ближе к концу
их ритмический рисунок снова укрупняется, и становится слышно, как «паровоз
тормозит». В музыке пьесы нет примитивного звукоподражания, но в оркестровке есть
поразительно точные и остроумные детали, показывающие рёв гудка или стук колёс. Предыдущая Следующая
|