Предыдущая Следующая
Алеаторика и сонорика появились под влиянием сюрреализма
— стиля, существующего с 20-х гг. в литературе, изобразительном искусстве,
театре и кино. Он основан на изучении подсознания. Художники-сюрреалисты
исследуют сны, галлюцинации, необычные психические состояния человека, когда он
не контролирует собственные действия. В такие моменты человек способен и на
разрушение, и на созидание. Таким образом, творчество, в представлении
сюрреалистов, оказывается стихийным процессом. Алеаторика показывает, как
стихия фантазии исполнителя вторгается в замысел композитора и в результате
рождается новое произведение, а сонорика даёт богатейшие возможности для
выражения сложнейших психических состояний.
МИНИМАЛИЗМ
Минимализм (от лат.
minimus — «наименьший») известен с 60-х гг. Главная идея этого
музыкального стиля — создать произведение, основанное на очень маленьких
изменениях в высоте одного звука или аккорда. Такая музыка требует от слушателя
умения погружаться не в собственные впечатления от сочинения, а в жизнь звуков.
Не случайно у этого направления есть ещё одно название — медитативная
музыка.
185
Пьер
Булёз.
занимался
ещё в мастерской французского архитектора Ле Корбюзье. Движение авангарда
насчитывает немало крупных имён. Одно из них — французский композитор Пьер Булёз.
Он родился в 1925 г.,
музыкальное образование получил в Парижской консерватории в классе Оливье
Мессиана. Творческую жизнь Булёз начинал как сторонник серийной техники
Арнольда Шёнберга, затем стал использовать пуантилизм — метод композиции, при
котором музыкальная ткань создаётся из коротких звуков — точек, разъединённых
паузами. Отсюда название: французское слово point в переводе значит «точка». Так построен цикл пьес
«Структуры» (1952— 1961 гг.) для двух фортепиано или произведение для голоса и
инструментального ансамбля «Молоток без мастера» (1954 г.). В музыке Булёза
есть также элементы сонорики и алеаторики.
Значительную
роль в становлении авангардной музыки сыграл другой ученик Мессиана — немецкий
композитор Карлхайнц Штокхаузен (родился в 1928 г.). Он много работал с
электронной музыкой. Например, произведение «Пение отроков» (1956 г.) предназначено для
пяти магнитофонов, а в вокальной пьесе «Спираль» (1969 г.) «живое» пение певца
соединено с шумами радиоприёмника. Под влиянием восточных музыкальных традиций
композитор пришёл к мысли, что музыка должна быть построена на импровизации,
которая введёт слушателя в состояние абсолютного покоя и сосредоточенности на
«чистой» жизни звука (т. е. в состояние, близкое к медитации). Давая
исполнителю полную свободу, Штокхаузен порой вообще не пишет нотного текста.
Так, партитура сочинения «Семь дней» (1968 г.) содержит только словесные указания
типа: «Возьми аккорд», «Держи аккорд», «Ни о чём не думай» и т. п. Любопытным
экспериментом стал цикл «Свет», длящийся семь вечеров. Каждая часть носит
название одного из дней недели и представляет собой сценическое действо с
элементами оперы, балета и хеппенинга (персонажи имитируют игру на разных
инструментах, не издавая при этом ни звука). Предыдущая Следующая
|