|
Постоянная, неменяющаяся структура блюза сочетается с
вокальной и инструментальной импровизацией. Поэтическое содержание может быть
разным, но чаще всего рассказывается о событиях обычной жизни; произведения
печальны по настроению. Бесси Смит. Выдающимися исполнителями блюза были певицы Ма Рейни
(Гертруда Малисса Никс Причард, 1886—1939), Бесси Смит (Элизабет Смит, около
1894—1937); певцы, гитаристы и композиторы Джон Ли
Хукер (родился в 191 Телониус
Монк. Примеру Паркера последовали другие чёрные музыканты — трубач Диззи Гиллеспи (Джон Бёркс Гиллеспи, 1917—1993) и пианист Телониус Монк (1920—1982). Новый стиль получил название бибоп (от англ. be bop — «звукоподражание»), или боп. Сложные по мелодике и ритмике мелодии бибопа сначала оставляли в недоумении не только публику, но даже музыкантов: многие видели в такой музыке беспорядочный набор звуков. Подобное восприятие сейчас кажется странным, ведь исполнители бибопа часто использовали гармонические структуры старых джазовых тем. В частности, они вернулись к блюзам, почти забытым в эпоху свинга. Бибоп дал мощный толчок качественно новым творческим поискам. В 50-х гг. XX столетия в противовес нервному, «горячему» бибопу возник уравновешенный, спокойный стиль кул (от англ. cool — «прохладный»). Появились и другие, региональные стили, различавшиеся тембрами, характером свинга, общим настроением. Настоящая революция произошла тогда, когда развился ладовый, или модальный, джаз, в котором импровизация строилась на ладовых принципах азиатской музыки. Главными представителями этого направления были трубач Майлс Дейвис (1926—1991) и саксофонист Джон Колтрейн (1926—1967). Вслед
за отказом от европейской ладовой системы саксофонист Орнетт Колман (родился в 192 Джон
Колтрейн. Орнетт
Колман. Джон
Маклафлин. бодный джаз. Дорога к всевозможным экспериментам была открыта, любые новации приветствовались. В
конце 60-х гг. Майлс Дейвис первым из джазовых музыкантов обратился к ритмам
рок-музыки и стал использовать электрогитары и электронные клавишные
инструменты. К его опытам присоединились американские ансамбли «Чикаго» (англ. Пик
популярности джаз-рока на Западе пришёлся на 70-е гг., когда его представители
обратились к традициям народов, музыка которых не была причастна к становлению
джаза. Например, английский гитарист и композитор Джон Маклафлин (известен также
под именем Махавишну, родился в |