Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ СКРЯБИН

(1872—1915)

Музыка Скрябина связана с поздним романтизмом, оказавшим значительное влияние на композиторов XX в. Скрябина можно сравнить с его австрийским современником Густавом Малером. Как и Малер, он стремился сложные философские идеи заключить в систему образов-символов. От европейских романтиков русский композитор унаследовал веру в то, что жизнь человечества возможно изменить средствами искусства, и, воплощая эту веру в творчестве, создавал монументальные, порой утопичные проекты. Скрябин замечательно владел и мастерством написания миниатюры — он доказал, что масштабность содержания произведения не зависит от его размера и формы.

Александр Николаевич Скрябин родился в Москве. Его отец был дипломатом, а мать — пианисткой. Будущий музыкант обучался в Московском кадетском корпусе (1882— 1889 гг.) и одновременно брал уроки игры на фортепиано. В 1892 г. он окончил Московскую консерваторию. В 90-х гг. Скрябин помимо сочинения музыки много концертировал как пианист-виртуоз; в 1898— 1903 гг. был профессором Московской консерватории по классу фортепиано. В 1900-х гг. композитор подолгу жил за рубежом (в Европе, гастролировал в США).

Творческое наследие Скрябина представлено фортепианной и симфонической музыкой. Произведения для фортепиано он писал всю жизнь, и его композиторский почерк с течением времени менялся. В ранний период заметно влияние фортепианного стиля Шопена, которое проявляется как в выборе жанров (мазурки, прелюдии, этюды), так и в характере звучания инструмента. Скрябин той поры тяготел к изысканности, филигранной технике.

Александр Николаевич Скрябин.

Кабинет А.Н. Скрябина в московской квартире.

156

 

 

В 1900-х гг. основными жанрами фортепианной музыки композитора стали соната и поэма. Из десяти сонат (1892—1913 гг.) только первые четыре отвечают традиционным представлениям о жанре — это многочастные сочинения. Остальные шесть (начиная с 1907 г.) — произведения одночастные, в них нет указаний на тональность. Композитор стремился передать в музыке душевный порыв, томление, восторг. Порой состояние души, выраженное в звуках, столь неоднозначно, что его трудно описать. Подобные ощущения сменяют друг друга быстро и внезапно, и эпизоды, построенные на нежном, «прозрачном» звучании, как правило, резко обрываются мощными аккордами и пронзительно острыми гармониями.

Скрябин — автор девятнадцати фортепианных поэм. Это очень короткие сочинения (обычно имеют название). Краткость порой просто поразительна (например, «Поэма томления» звучит всего сорок семь секунд), однако они производят впечатление крупных произведений. Состояния озарения, мощного душевного движения или, напротив, покоя переданы точно и конкретно, а звучание фортепиано по богатству тембров не уступает симфоническому оркестру. Название произведений — «поэмы» — сближает их с литературой символизма. Поэтов-символистов интересовали, прежде всего, тонкие движения души, о которых рассказать обстоятельно нельзя — можно лишь намекнуть.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz