Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Вершина творчества Хачатуряна — балет «Спартак» (1956 г.). В балете рассказывается о восстании рабов в Древнем Риме (I в. до н.э.). Сюжетные линии вымышлены, но главные герои — вождь восставших Спартак и римский полководец Марк Красс — исторические персонажи. Много внимания композитор уделил любви Спартака и его жены Фригии, поэтому музыка сочетает в себе драматизм, волевое и мужественное начало с романтической лирикой. Каждый персонаж наделён характерной системой интонаций, а для выделения поворотов сюжета мастерски использована система лейтмотивов. По сложности и глубине образов музыка балета сравнима с симфонией, но вместе с тем она понятна и интересна любому слушателю, независимо от степени подготовленности.

Немало произведений Хачатурян написал для драматического театра. Лучшая его работа в этой области — музыка к драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад» (1941 г.). Небольшой цикл «вставных» номеров, которые по замыслу режиссёра должны были служить фоном для драматического действия, композитор превратил в музыкальные характеристики героев. Самый выразительный фрагмент — вальс. Он звучит на балу, в ходе которого главный герой, Арбенин, мучимый ревностью, отравляет свою жену Нину. В музыке танца поразительно соединились несовместимые вещи — утонченное изящество и внутренний драматизм. Вальс передаёт и внешнее действие, и внутреннее, готовя зрителя к трагической развязке.

Кроме композиторского творчества А. И. Хачатурян много и плодотворно занимался дирижированием и педагогикой; с 1951 г. был профессором Московской консерватории.

Арам Ильич Хачатурян.

213

 

 

но казался композитору совершенно не приспособленным для музыки, и он написал его, уступая настойчивым уговорам своего друга, дирижёра Самуила Абрамовича Самосуда (1884—1964). В результате получилась одна из лучших сцен оперы. Каждый участник совета показан через короткие речитативные реплики, проходящие в динамичном диалоге. Логичным финалом сцены стала торжественная ария Кутузова, придающая всему действию эпическую масштабность.

Как и многие другие произведения Прокофьева, опера «Война и мир» принималась музыкантами с большим трудом. Поражали не только сложность и оригинальность музыкального языка, но и сам факт, что с детства известные герои Толстого будут петь. При жизни композитора полная постановка сочинения была осуществлена только в Праге (Национальный театр, 1948 г.).

Дарование С.С. Прокофьева отличают глубокий внутренний оптимизм и стремление к радости, проявляющиеся даже в драматичных и трагичных сочинениях. С наибольшей силой жажда света и гармонии выразилась в симфониях, и особенно в последней, Седьмой (1952 г.), где есть место и тонкой лирике, и юмору, и почти детскому искреннему веселью.

ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ШОСТАКОВИЧ

(1906—1975)

В центре творчества композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича — размышления о жизни и смерти, духовных и нравственных проблемах. Его произведения, сложные по музыкальному языку и смелые по содержанию, требуют думающего, подготовленного слушателя, и именно за это мастер нередко подвергался жёстким нападкам официальной критики. Именно он оказался «главным героем» Постановления 1948 г.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz