Предыдущая Следующая
Самое трагичное
произведение Шостаковича — Четырнадцатая симфония (1969 г.). Она посвящена
размышлениям о жизни и смерти. Композитор говорил, что замысел возник у него
под влиянием работы над оркестровкой вокального цикла М П. Мусоргского «Песни и
пляски смерти» — он решил создать продолжение этого сочинения. Четырнадцатая
симфония — это цикл из одиннадцати частей, предназначенный для двух певцов
(сопрано и бас) и камерного оркестра. Шостакович
Д.Д. Шостакович работает над
Седьмой симфонией.
Афиша Седьмой симфонии.
Ленинград. 1942 г.
Д. Д. Шостакович и Е.А. Евтушенко
после
исполнения Тринадцатой симфонии.
Большой зал консерватории.
Москва. 1962 г.
*Бабий Яр — местность под
Киевом, где были найдены массовые захоронения евреев, убитых фашистами во время
оккупации.
217
МУЗЫКАЛЬНЫЙ АВАНГАРД
Развитие
музыкального авангарда в России началось позже, чем на Западе, — на рубеже
60—70-х гг. Один из ярких представителей этого движения в нашей стране —
Альфред Гарриевич Шнитке (1934— 1999). Он работал в очень разных жанрах — от
симфоний до музыки к художественным фильмам. Свободно владея методами и стилями
авангардной музыки, Шнитке в своих сочинениях часто делал их символами,
наделёнными сложным подтекстом. Так, оркестровую пьесу «Пианиссимо» (ит. «Очень
тихо», 1968 г.),
написанную методом сонорики (здесь и далее в очерке значение терминов см. в
главе «Зарубежная музыка XX века»), можно
рассматривать как размышление о жизни музыкального звука, который важен сам по
себе, а не только в качестве составной части мелодии или аккорда. Нередко в
одном произведении соединены элементы разных стилей (такой приём называется полистилистикой). Например, в Первой симфонии (1972 г.) композитор
соединяет тему, с горькой иронией напоминающую об эпохе 30-х гг. (она похожа на
«Марш энтузиастов» Исаака Осиповича Дунаевского), со сложной атональной
музыкой. Интересны духовные сочинения
Альфред
Гарриевич Шнитке.
Шнитке:
реквием (1975 г.),
кантата «Солнечное пение» (1976
г.; на стихи святого Франциска Ассизского) и др.
Духовные темы есть в операх и симфониях композитора. Так, музыка Четвёртой
симфонии (1984 г.)
построена на сочетании ладов, которые употреблялись в григорианских,
древнерусских знаменных песнопениях и лютеранских хоралах.
Сочинения
Софии Асгатовны Губайдулиной (родилась в 1931 г.) отличаются эмоциональностью, порой
даже страстностью, что кажется несовместимым с приёмами авангардной музыки.
Эмоционально глубоки даже произведения в области электронной музыки, как,
например, работа «Живое-неживое» (1970 г.) для синтезатора и магнитофона.
Губайдулина много занимается поисками новых тембров, редких сочетаний
инструментов. Композиция «Descendio» (лат.
«Нисхождение», 1978 г.)
написана для необычного состава: трёх тромбонов, трёх ударных, арфы, фортепиано
и челесты. Музыкальные критики предполагают, что произведение посвящено теме
сошествия Христа во ад накануне Воскресения. Автор не случайно выбрал по три
инструмента: число три имеет христианскую символику (символизирует Святую
Троицу). Однако это сочинение можно понимать и иначе — как рассказ о погружении
человека в глубины собственной души. Предыдущая Следующая
|